Страдающий мессия и целитель (Исайя 53)

 

 

 

 

 

 

13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

14 Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!

15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

 

Глава 53

1 [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

 

Глава 54

1 Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.

2 Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;

3 ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.

 

 

Этот знаменитый отрывок из Исайи стал своего рода образцом, с которого было взято очень многое для создания образа страдающего и безгласного Мессии. Можно сказать практически основной костяк для всего персонажа. Как правило апологеты защищаются говоря что этот отрывок и есть самое главное пророчество о жизни образцового Мессии однако все обстоит с точностью до наоборот и именно с этого кусочка и был первоначально списан весь образ. Достоверно же не известно о ком именно говорится в этом отрывке и не является ли сам пассаж плодом воображения некоего безымянного автора.

 

Для евангельской истории он является ключевым во многих моментах.

 

1.        Непринятие Мессии

2.        Целительство болезней

3.        Искупление грехов

4.        Добрый пастырь

5.        Безгласный агнец

6.        Похоронен в пещере богатого

7.        Был ходатаем за злодеев

8.        Предан мучению по воле Яхве

9.        Казнь со злодеями.

 

Многие элементы вымышленной биографии евангельского Иисуса были состряпаны именно из этих имеющихся пунктов. Ниже некоторые пункты будут рассмотрены чуть подробнее

 

 

 

 

 

 

Добрый пастырь и овцы

 

 

Евангелия

Танах

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

 

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

 

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

 

31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;

 

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

 

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? 13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. 14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

 

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

Пастырь у Иоанна

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

15 И сказал Моисей Господу, говоря: 16 да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, 17 который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря.

14 И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь. 15 И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 16 И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа. 17 И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.

 

1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их

 

13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его. 14 Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. 15 Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча..

 

4 И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. 5 И каждый скажет: я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего. 6 Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня. 7 О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. 8 И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. 9 И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь - Бог мой!"

 

14 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных. 15 Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника. 16 И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его.

 

 

 

 

 

 

 

Безгласный жертвенный агнец.

 

 

Когда авторам евангелий стало недостаточно того что созданный ими пророк и целитель был добрым пастырем необходимо было повернуть сюжет согласно пророчеству Исайи таким образом чтобы Иисус стал ко всему прочему еще и закланным агнцем. Этот момент стал стержневым для всего повествования. Статус Иисуса как жертвенного агнца обязывал его сразу ко многим сюжетным обстоятельствам: он должен был быть принесен в жертву Яхве  именно как пасхальный агнец в день Песаха или накануне и подобно тому как кровь обычных агнцев в самом начале еще в истории с Моисеем послужила знаком заключения договора или завета между Яхве и людьми так и кровь агнца Иисуса принесенного в жертву должна была стать знамением заключения нового завета с людьми. По какой то извращенной логике авторов евангелий эта самая жертва должна была стать еще и искупительной. И вот в соответствии с этим тезисом и был выстроен весь сюжет пасхальных страстей. То есть как мы видим самая важная и самая ключевая часть всего повествования с самого начала была не более чем данью некоей искусственной традиции отраженной в паре строк у Исайи. Однако и у нее были свои недостатки. 

 

Во первых сложно было придумать более неподходящее время для страстей и всего что за ними последовало чем время Песаха. Тем более накануне Шаббата. Уже одно это обстоятельство делало нереальным половину тех действий, что совершали все участники описанных событий. Во вторых налицо просто вопиющее противоречие евангелистов с самими собою становится явным, когда в уста священников храма желавших взять Иисуса влагается фраза о том, что не стоит делать этого в праздник дабы избежать смуты.  Собственно именно в праздник все последующее и совершается. В третьих в качестве жертвенного животного чаще всего выступали именно овцы, а не барашки, то есть агнцы. В четвертых в Песах не приносилась жертва за грех или во искупление но скорее благодарственная и памятная жертва в честь того что накануне Исхода были пощажены первенцы сынов Израилевых. В пятых исключительность жертвы Иисуса как пасхального агнца абсолютно теряется, если принять во внимание тот факт что в Песах в жертву приносились десятки тысяч животных. И разумеется последнее – искусственно выстроенная хронология пасхальных событий рассыпается впрах стоит попытается критично рассмотреть все произошедшие во время нее события.

 

Также стоит немного поразмыслить над тем для чего приносилась эта жертва (Иисуса как агнца) и насколько она была целесообразна вообще. Так мы уже поняли что в Песах приносилась жертва в благодарность а не во искупление грехов то есть это уже автоматически лишает акт принесения себя в жертву Иисусом всяческой спасительной функции. Если же пойти дальше  и рассмотреть проблему того кому была принесена эта жертва в свете триединства отца сына и святого духа то нелепости связанные с таким поступком буквально полезут изо всех щелей. Итак давайте все же и допустим что Иисус принес себя в жертву во искупление грехов (хоть это и заведомо невозможно) тогда получится что Яхве в своей сыновьей ипостаси (как Иисус) принес в жертву самого себя самому себе для искупления чьих то чужих грехов. Любопытно и то что именно было принесено в жертву и кто в конечном счете умер на кресте и был воскрешен. Если умер просто человек то в чем смысл такого бессмысленного и жестокого жертвоприношения? А если воплощение Яхве или его часть то значит ли это что он смертен и может убиваться и воскресать по желанию? И если так то как существовал мир пока он не был жив и до того как воскрес? И если это даже и была искупительная а не благодарственная пасхальная  жертва иудейскому божеству что невозможно априори то какое отношение она имеет ко всем остальным  людям кроме иудеев? Вся эта бессмыслица была слишком очевидна уже в самом начале а потому так называемые отцы церкви для того чтобы хоть как-то свести концы с концами в логическое единство практически сломали себе мозг придумывая различные оправдания  и не гнушались никаким подлогом и текстуальной фальсификацией дабы привлечь людей в новую искусственную религию.

 

 

Более того принятие Иисусом статуса безгласного жертвенного агнца обязало его еще к ряду абсолютно нелогичных поступков а евангелистов к выявлению самых притянутых за уши так называемых пророчеств. К примеру, в сцене суда у всех четырех авторов Иисус молчит, когда надо говорить, оправдывая свой безгласный статус, а когда говорит, то или не к месту либо что-то совсем невероятное и не влезающее ни в какие рамки. А у Иоанна, к примеру, он оказывается единственным кому не перебивают голени лишь по той простой причине, что следуя пасхальным законам, кость пасхального агнца да не сокрушится.  Чтобы как-то оправдать эту натяжку утверждается, что солдаты увидели, что он умер и не стали этого делать, хотя эпизод с прободением копьем и истечением крови и воды ясно показывал обратное. Но к счастью эта нелепость встречается только у Иоанна и нигде у синоптиков. Чтобы оправдать свой статус ходатая за преступников и распятого со злодеями и позже погребенного богачом пришлось придумывать персонажи двух разбойников, а Луке сцену прощения одного из них. Более того увидел свет абсолютно смутный и эпизодический персонаж Иосифа Аримафейского как богача который и должен был погребать Иисуса в отдельной гробнице. Позже я еще рассмотрю другие аспекты этой истории подробнее.