Симон-Кифа-Петр

 

Сцена, в которой Симон также известный как Петр признает в Иисусе божественного учителя или спасителя для любого верующего и в целом для общехристианской традиции является одной из ключевых, так как именно на ней основывается очень важная традиция преемственности – Иисус торжественно передает Симону символические ключи от будущей церкви и заявляет, что именно на нем как на камне воздвигнет свою церковь. Однако как мы сейчас увидим  все не так однозначно как кажется на первый взгляд. Начнем с того что сцена описанная выше присутствует исключительно у Матфея и больше ни один евангелист ее не упоминает. Она как и у остальных ограничивается признанием Симоном Петром божественного статуса Иисуса и запретом со стороны того говорить об этом остальным. Но Матфей, который всюду где можно и нельзя делал свои собственные любопытные вставки влагает в уста Иисуса всем хорошо известное напутствие. Что же указывает на фальсификацию всего эпизода впрочем, как и всех остальных так это следующая пара фактов.

 

Как я и сказал эпизод встречается только у Матфея и это уже весьма любопытно. Далее уже сам факт того что Петр признает открыто в Иисусе Машиаха (Царя) или Сына Яхве или в зависимости от версии и того и другого в одном лице говорит о том что этого  просто не могло быть ни при каких реальных адекватных обстоятельствах. Первый статус никак не мог быть объявлен в силу полного отсутствия, каких либо присущих ему характеристик, в то время как второй свидетельствовал бы как минимум о  психическом нездоровье говорящего и звучал как грубое нарушение закона Моисеева. Это же можно сказать и для всех остальных случаев, где окружающие Иисуса люди величали его подобными титулами. Но другая более поздняя вставка Матфея делает весь и без того абсурдный эпизод еще более нелепым уже хотя бы в свете того что некоторое время спустя Иисус должно быть посчитавший что немного погорячился наделив Симона Петра такими полномочиями говорит о том что связывать и разрешать как на небе так и на земле теперь обладают все. Вот как выглядит эта ситуация в общем сравнении во всех четырех версиях и отдельно у самого Матфея. Также приводится источник использованный Матфеем для создания концепции краеугольного камня, которым должен был стать Симон Петр.

 

 

 

 

 

 

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

 

 

 

.

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? 19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. 20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. 21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

 

 

Связывай и разрешай

 

 

 

 

 

 

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

 

 

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них

 

(напутствие всем и полномочия для всех)

Приводятся после эпизода слева.

 

18 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. 19 Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. 20 Вот врата Господа; праведные войдут в них. 21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. 22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это - от Господа, и есть дивно в очах наших. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!