Чудесные исцеления

 

Чудесные исцеления занимают в евангелиях ключевую позицию как доказательство всего того что заявляет о себе творящий эти чудесные исцеления. И может показаться, что именно они как ничто иное доказывают более всего тот статус, на который претендует евангельский Иисус. Однако все не так однозначно как может показаться на первый взгляд. Во первых стоит признать что хоть и в более скромных количествах но подобные же чудеса совершались и в Танахе и те кто обычно их совершали были самый максимум пророками и более не претендовали на какой то иной статус. Во вторых даже совершение таких чудес не могло ну никак вопреки всему что писали разные пророки в том же Танахе подтверждать мессианский статус совершающего эти чудеса так как повторюсь еще раз – Мессия был всего лишь харизматичным военным лидером из рода царя Давида пришедшим освободить Израиль и Иудею и дать своему народу независимость на многие лета. Чтобы понять что это исторически было именно так просто стоит вспомнить всех тех кто к примеру упомянут у того же Флавия в качестве претендентов на мессианский статус. Ни один из них даже и не старался утвердить себя как мессию через исцеления слепых немых и увечных.

 

Этот статус был исключительно политический, а не духовный и с теологией не имел ничего общего. Ну вспомним например Менахема сына Иуды Галилеянина претендовавшего на этот статус в самом начале Великого восстания или Бар Косибу поднявшего Второе иудейское восстание и ставшего позже известным как Бар-Кохба то есть сын звезды. А потому утверждение или попытка утверждения евангелистами своего вымышленного собирательного персонажа Иисуса в качестве Христа – Мессии то есть нового царя через производимые им чудесные исцеления нелепа как минимум. Однако как будет показано ниже у этой традиции есть свои довольно любопытные корни тесно связанные с историей восшествия на престол того при ком собственно и были придуманы подобные легенды. Я имею в виду, конечно же императора Веспасиана Флавия. Но об этом чуть ниже. Другим интересным аспектом рассказов о чудесных исцелениях является та традиция, что нашла свое отражение в следующем известном отрывке из евангелий. 

 

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. 2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

 

Таким образом, как считают евангелисты, они сумели оправдать статус Иисуса как Мессии пришедшего в мир для его исцеления. Что как мы видели выше учитывая то кем в действительности должен быть Мессия конечно же полный абсурд. Но этот отрывок, что еще важнее был взят или навеян тем что написано в Танахе у пророка Исайи. И прочтя его, станет понятно, что речь шла совсем о другом, нежели пытаются нам внушить евангелисты. У Исайи же этот отрывок звучит вот так:

 

1 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. 3 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4 скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6 Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. 7 И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. 8 И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. 9 Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. 10 И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

 

 

Как видим речь идет о фигуральном пришествии  Яхве к своему народу, после чего произойдет ряд событий, предвещающий долгое его прямое правление над своим народом и своего рода золотой век. Разумеется, что здесь нет ни единого упоминания, ни о Мессии, ни о тем более пришествии некоего чудесного целителя и проповедника. Фраза, как и прочие, была использована как псевдопророчество и до бесчувствия искажена евангелистами. Но интересно скорее не это а то что именно на этой фразе скорее всего и был выстроен весь шаткий сюжет по которому в мир придет воплощение Яхве или его единственный сын и в образе некоего чудо проповедника начнет совершать исцеления на основе которых и будет считаться мессией. Конструкция эта, конечно же, абсурдна до беспредела. Но, тем не менее, именно с нее и зародилась идея сделать Иисуса не просто странствующим рабби вещающим о наступлении царства Яхве но и чудотворцем – целителем. Какой именно контингент он должен был исцелять было уже указано у Исайи: слепых глухих хромых и немых и потому было не сложно найти подходящие схожие истории для того чтобы придумать пару исцелений и для евангельского Иисуса. Деяния Илии и Елисея вдохновили позже евангелистов на сочинение историй и о воскрешениях. Третьим же довольно интересным аспектом историй об исцелениях является сам способ исцеления того или иного недуга. Причем как мы увидим ниже в приведенной мной таблице один и тот же недуг исцелялся неодинаково в зависимости от обстоятельств. Где то верой где то просто касанием где то плевком или необычными жестами.

 

Есть еще три момента касательно историй с исцелениями. Некоторые из них уже были частично освещены в предыдущих комментариях но я все же напомню о них уже в привязку к самой теме исцелений непосредственно. Тремя этими тенденциями являются некое разделение исцеляемых на достойных исцеления и недостойных причем по совершенно непонятным причинам в каждом отдельно взятом случае  а также исцеление ради показушества и демонстрации своей силы а не для того чтобы помочь исцеляемому и совершенно абсурдный запрет в адрес исцеленного говорить о совершенном исцелении в то время как чуть ли не подавляющее большинство из них совершалось прилюдно и при очень большом стечении народа. Причем запрет был как адресован самому исцеленному так и в случае с бесноватыми например и в адрес бесов во всех случаях старавшихся выдать свидетелям изгнания божественную личность экзорциста. Что, разумеется, было бесполезно, так как каждое такое исцеление заканчивалось как правило, признанием  Иисуса пророком мессией или сыном Яхве что, разумеется, не более чем абсурдный вымысел.

 

Касательно первого пункта стоит сказать, что он в некоторых случаях не просто звучит негуманно для божественного целителя, но и в крайней степени нелогично. Возьмем, к примеру, историю с исцелением дочери хананеянки или сирофиникиянки как она названа в другой версии. Женщина, слезно валяясь в ногах у всесильного и вселюбящего Иисуса умоляет его исцелить его дочь, на что тот беспардонно отвечает, что не может, так как послан лишь к Израилю и Иудее. При этом уже показав себя эгоистом не останавливается на этом но сравнивает женщину с дворовой собакой этим самым также мотивируя свой отказ исцелить ее дочь. Наконец же когда та, повалявшись довольно долго у него в ногах и не отступая от него все же урезонивает его он снисходит и исцеляет ее дочь. В другом же случае когда язычник центурион и гадаринский бесноватый встают у него на пути и также просят об исцелениях он ни минуты не колеблясь совершает исцеления и для того и для другого учитывая что оба такие же язычники как и несчастная хананеянка.  Однако это не просто выглядит абсурдно негуманно и эгоистично, но и нелогично с точки зрения сказанного самим же Иисусом некоторое время назад. Как мы помним он строго наказывал не входить ни в какой языческий или самарянский город и там никого не исцелять что уже само по себе эгоистично и шовинистично звучит для воплощении божественной любви и всепрощения коим все как правило его считают и поныне но и сам как назло ходил по местам где жили язычники и самаряне. Спрашивается зачем ему надо было вообще идти в Тир и Сидон что на территории нынешнего Ливана и проповедовать там язычникам если в этом был его собственный запрет и более того неужели он полагал что прибывая там у него никто не попросит об исцелении? И он в присутствии учеников гордо объявит, что язычников не исцеляет?  Что в таком случае подумал бы любой адекватно мыслящий ученик?

 

Не менее абсурдными являются и заявления Иисуса, когда он собирается, кого либо исцелить следующего характера. Этот или иной человек слеп или нем или умер лишь для того чтобы я исцелив его прославился перед всеми.  Чаще всего это можно встретить особенно у Иоанна как в истории с исцелением слепорожденного и воскрешением Лазаря так и меньше у синоптиков. Что также говорит весьма красноречиво о самомнении, которым наделил Иисуса автор евангелист. Какого именно персонажа он хотел показать? Ну и насчет абсурдного запрета в адрес исцеленных не говорить об этом никому  я уже немного сказал чуть выше. Выдумать, что то еще более нелепое действительно было бы довольно затруднительно на мой взгляд. Теперь же хотелось бы упомянуть уже чуть подробнее о том, как именно совершались те или иные чудеса исцеления и прокомментировать их по тем группам, на которые я их разбил для легкости анализа.

 

Истории с исцелением слепых или слепого очень легко можно свести к некоей одной истории с исцелением некоего одного слепого. Если мы посмотрим на таблицу то поймем что две истории у Матфея с исцелением двух слепых исцеление слепого в Иерихоне у Луки и история у Марка с исцелением слепого Вартимея это по сути дела одна и та же история, которая впоследствии была разукрашена и видоизменена.  Сюда стоит отнести и кратенькую историю об исцелении слепого и немого бесноватого. Ее развитие как литературного мини сюжета, разумеется, вымышленного характера можно проследить следующим образом. Первоначально была история или литературный сюжет о некоем слепом, которого исцелил Иисус по его вере, не применяя никаких своих целительских навыков. Она впервые появилась у Марка  как исцеление слепого Вартимея при входе в Иерихон. Слепой просит – Иисус узнает что именно тот хочет от него – тот просит об исцелении – Иисус исцеляет его основываясь на его вере. Это была основная литературная структура сюжета. Позже у Матфея эта история вдвойне раздвоилась. То есть у него все по той же структуре сюжета просят двое слепых и Иисус исцеляет их но уже касанием ладони помимо силы веры. Эта же история точь-в-точь повторяется и позже по сюжету, когда Иисус выходит из Иерихона. Те же двое слепых получают исцеление но уже без веры просто касанием ладоней Иисуса их глаз. История у Луки это точный дубль все той же истории по тому же сюжету где исцеление происходит силой веры как у Марка. Сюда можно отнести и небольшую историю Матфея, в которой исцеляется бесноватый слепой и немой. Причем евангелист даже не удосужился написать как именно произошло это исцеление, просто констатируя факт.

 

Другим же набором историй об исцелении слепых являются две истории уникальные для каждого из евангелий, где они встречаются, что уже говорит об их независимом происхождении. Это исцеление слепого в Вифсаиде у Марка и исцеление слепорожденного рядом с купальней Силоам у Иоанна. Объединяет их то, что в обоих случаях Иисус исцеляет силою своей слюны не прибегая к вере или своей необычной силе. В случае со слепорожденным у Иоанна он еще и разводит слюну пылью земной. Такой способ лечения, несмотря на свою всю абсурдность и весьма забавный характер, тем не менее, заслуживает более подробного рассмотрения. Как бы странно это не показалось но у него есть довольно забавный аналог и именно он помогает теснее увязать Иосифа Флавия и династию Флавиев с созданием Евангелий. Так, к примеру, если мы возьмем Светония и его произведение Божественный Веспасиан из цикла Жизнеописание 12 цезарей и Тацита с его Историей, то найдем там довольно любопытный фрагмент в котором описывается случай когда новоиспеченному императору Веспасиану представился довольно любопытный шанс попробовать свои силы в исцелении. Будучи в Александрии он как то оказался в ситуации, когда к нему привели слепого и человека с иссохшей рукой (по Светонию ногой). Эти двое настойчиво утверждали, что их божество Серапис явившись им во сне повелело явиться к его величеству дабы он своей имперской силою исцелил обоих.

 

Озадаченный и нерешительный боясь, что неудача подмочит его авторитет император все же согласился попробовать по некоторому побуждению со стороны окружавших его близких людей. Он помазал своей слюной глаза слепому и коснулся своей голой стопой руки или по другой версии ноги расслабленного. К большому удивлению всех присутствовавших оба были исцелены в тот же момент. Это знамение было лишь одним из череды описанных у обоих историков подтверждавших право Веспасиана на престол и пурпурную мантию. Даже если учесть что история скорее всего была с самого начала подстроена для еще большего убеждения всех окружающих в достойности Веспасиана занимать статус императора она тем не менее показывает как тесно все было повязано между собой у историков работавших на Флавиев. Светоний Тацит и Иосиф были придворными историками и если Иосиф был причастен к написанию прототезисов для евангелий, то чудо исцеления слюной он мог как раз таки извлечь из трудов своих коллег по перу. Позже я еще вернусь к теме возможной связи всех трех историков в привязку к теории возможного написания прототезисов для евангелий именно Иосифом и именно при Флавиях.

 

Приблизительно аналогичная история также немного уникальная для четвероевангелия встречается с участием исцеляющей слюны и в описании у Марка, где глухонемой после весьма необычного исцеления начинает говорить и слышать. Но при этом как мы видим Иисус влагает пальцы ему в уши потом плюет на них и касается языка немого при этом сказав отверзнись. Разумеется, что после этого тот начал говорить и ясно слышать. Возможно ли так было вернуть кому то слух и речь за всю историю человечества сказать довольно трудно по вполне очевидным причинам - такого история не знает но при этом нужно признать, что подобному описанию нет аналогов нигде ни то чтобы в остальных евангелиях, но и нигде в апокрифической литературе впрочем, как и обычной также. Остается лишь предполагать, откуда именно Марк взял основу для истории этого исцеления. Также неудивительно и то что ее не решился вставить в свое протопроизведение и не один из евангелистов. Что относит это чудо с позволения сказать к разряду оригинальных в один ряд со многими другими как к примеру воскрешение Лазаря или превращение воды в вино.

 

Должно быть, самую впечатляющую группу историй представляют изгнания бесов при самых различных обстоятельствах. Здесь однозначно можно выделить три самые яркие истории. Это изгнание бесов в свиней исцеление бесноватого отрока и случай с дочерью хананеянки или сирофиникиянки разобранный мною детально чуть выше.  Помимо этих историй есть еще небольшие зарисовки об изгнании парочки немых бесов и нечистого духа из человека в синагоге описанного только у Луки. Из этих сюжетов у всех трех синоптиков мы встречаем изгнание бесов свиней и изгнание беса из отрока-эпилептика. Если с последним все понятно и история представляет из себя, чуть ли не самое правдоподобное исцеление из всех то в случае с изгнанием бесов в свиней абсолютно непонятно почему этот эпизод оказался столь популярен среди синоптиков. Единственным объяснением может послужить лишь весьма эффектный и необычный характер описанного сюжета.  Этот акт экзорцизма должно быть является самым уникальным во всей известной нам литературе уже хотя бы потому что бесы изгоняются не просто вон из одержимого но в другое живое существо. И причем не какое нибудь, но в свинью – крайне непопулярное животное, как известно для тогдашнего исторического фона Иудеи. Десятки авторов уже успели проанализировать эту историю со всех возможных ракурсов и я не стану дублировать приложенные ими усилия хотя бы потому что и так ясно что как и все остальное описанное в евангелиях этот эпизод не имеет под собой никакой реальной основы. Однако гораздо интереснее будет понять, что именно вдохновило авторов евангелий придумать именно такой любопытный литературный сюжет.

 

Так например упомянутые мной как то  Carringtonи Atwillнастаивают что этот эпизод не более чем видоизмененный эпизод битвы на Тивериадском море где в роли свиней насмешливо и сатирически были выставлены сами иудеи повстанцы которых легион увлек в море и там утопил в ходе весьма кровавого сражения. Кто-то наоборот утверждает и на мой взгляд более разумно и логично что история всего лишь символическое описание элевсинских мистерий во время которых люди купались в водоемах со свиньями и считалось что в них переходят их грехи и недуги. То есть своего рода существовал ритуал свиньи отпущения. Так или иначе это единственное разумное описание почему когда придумывался данный эпизод несмотря на всю его абсурдность он был выстроен именно так. Евангелистов как справедливо заметили очень многие не смутил ни тот факт что свиньям незачем пастись по определению так как они не коровы и не козы то есть не травоядные а уж тем паче в пустынной местности где нет подходящей им еды ни то что обе указанные местности находятся во многих километрах от моря ни то что Иисус несмотря на свой указ не направляться в города язычников все же отправился в один из таких городов и разумеется ни то что никаких высоких гор по восточному побережью Киннерета никогда не было и свиньям ну никак не получилось бы сброситься с горной кручи. Ни говоря уже в конечном счете о том что после того как в море погибло бы около двух тысяч свиней никто бы не стал ни пить из него воду не ловить в нем рыбу- море бы в этих местах просто считалось нечистым. И это сильно бы затруднило жизнь всех живущих по его берегам. Однако эффектность сюжета все же как и во многих подобных случаях все же возобладала над здравым смыслом и он попал во все версии синоптических евангелий.

 

Дальнейшие истории с изгнанием бесов объяснить немного легче. Я уже подробно разобрал эпизод с исцелением бесноватой дочери сирофиникиянки или хананеянки  и не стану повторяться, но хотелось бы добавить лишь одну деталь, а именно что это изгнание одно из немногих произошедших на расстоянии без прямого контакта. Что делает весь эпизод еще более абсурдным, чем он уже сам по себе является. Что касается исцеления немого и слепонемого бесноватого то оба эти сюжета не более чем просто кратенькие зарисовки. Оба построены по одному принципу и являются дубликатами. Историю с банальным изгнанием немого беса слово в слово вставили в свое повествование Матфей и Лука, а первый ко всему прочему, дабы создать новую историю прибавил к немоте еще и слепоту. Очень подробно кстати описано изгнание беса из некоего отрока которое несмотря на некоторые детали могло бы запросто сойти за реальное если б не весь имеющийся вокруг него нереальный антураж. То же можно сказать и про версию Луки с изгнанием нечистого духа из некоего бесноватого в синагоге. Построен весь краткий сюжет по тому же сценарию что и изгнание беса из отрока но с участием некоторых новых деталей как  смена места и действующего персонажа. Во всем же остальном конструкция сюжета остается все той же. Одержимый видит экзорциста начинает его обличать, в то время как тот ему запрещает и приказывает выйти из него. Возможно, именно поэтому данный эпизод встречается только у Луки.

 

Не менее любопытными исцелениями являются исцеления прокаженных хотя бы потому что начать уже с того что проказа как таковая могла и не иметься в виду в большинстве текстов но под ней могла иметься ввиду любая другая кожная болезнь. Что, тем не менее, не прибавляет достоверности ни одной из двух приведенных историй. Их развитие проследить очень легко. Мы имеем одну историю с очищением во всех трех источниках и одну историю с 10 прокаженными лишь у Луки, которому должно быть показалось недостаточно истории с одним прокаженным. Так или иначе, построены обе по одной конструкции. Прокаженный или 10 просит очистить его – Иисус соглашается не требуя кстати веры в себя – прокаженный очищается - Иисус отправляет его к священникам принести жертву. В случае с 10 прокаженными Иисус вообще не вмешивается но, услышав просьбы 10 просто говорит им сразу принести жертву и те пока идут, очищаются. Каким образом это было достигнуто непонятно. По крайней мере не требовалось даже веры. Однако предельно ясно что эпизод был создан Лукой по принципу слепого и двух слепых у Матфея, то есть чтобы как то усилить эффект Лука размножил прокаженных и сделал Иисуса настолько всесильным что тот сумел исцелить сразу 10 на расстоянии даже не требуя их веры в его силы.  Так или иначе, происхождение этого эпизода можно произвести как минимум от истории об исцелении проказы у некоего сирийского начальника Неемана по совету пророка Елисея. Данный эпизод не имея близких к нему аналогов был одним из самых известных эпизодов исцеления от проказы в тогдашней литературе и вполне мог стать основой для историй об исцелениях прокаженных. Косвенным доказательством этого может служить упоминание этого эпизода самим Лукой в речи Иисуса в синагоге в Назарете. Не будь этот эпизод так известен вряд ли бы он был упомянут вообще. Ниже приведена история с прокаженным в версии Танаха.

 

 

1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд; 6 и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. 8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

 

 

Более разнообразными по своим сюжетам являются истории с исцелением расслабленных и паралитиков. Что, к сожалению, не делает их более правдоподобными. Сюда относятся  рассказы об исцелении слуги римского центуриона,  немощного при купальне Вифезда, некоего расслабленного в Капернауме и сухорукого в синагоге в Субботу. В первом случае несмотря на фантастичность деталей обеих версий исцеление на расстоянии без какого либо прямого вмешательства достигается верой праведного (!!!) римского центуриона построившего по версии Луки иудеям синагогу (!!!!!!!). Причем этот самый почти что сказочный персонаж  ставится в пример всем иудеям как образец веры. Во втором случае с исцелением некоего расслабленного которого то ли внесли через кровлю то ли просто в дом более обычным способом акт самого исцеления производится можно сказать практически назло сидевшим вездесущим фарисеям. Причем версия Луки где исцеление происходит исключительно  по вере вносящих через кровлю расслабленного в данном случае, несмотря на вымышленность сюжета, смотрится гармоничнее и гуманнее остальных.  Матфей же и Марк строят исцеление исключительно на принципах – чтоб вы знали, что я так могу и имею на это всю власть и право. 

 

Впрочем здесь также присутствует элемент веры со стороны исцеляемого. Для исцеления же достаточно одного лишь слова без всякого физического вмешательства что разумеется призвано опять же показать могущество целителя. Эпизод с исцелением сухорукого призван показать что исцелять можно и в субботу и разумеется, был своего рода провокацией и поводом для полемики с теми кто настаивал на святости этого дня. Однако здесь при наличии  множества аргументации почему в субботы можно исцелять даже не указывается, как именно достигалось исцеление. По всей видимости ни для одного из авторов это не было важно вообще.  Сухорукий просто протягивает руку по велению Иисуса, и она тут же исцеляется. Ни веры, ни прикосновения, ни слова не нужно. Исцеленный даже не просит об исцелении. Это исцеление запросто можно отнести к тому ряду сюжетов, в одном из которых доказывается что человек господин и субботы. Ключевым понятием всех историй является именно отказ от строгости субботы, а сюжет второстепенен.

 

Что касается следующей группы исцелений – от горячки, водянки, духа немощи у согбенной женщины, кровоточивой женщины и отсеченного уха у раба первосвященника, то здесь наблюдается довольно любопытная тенденция, которой мы не замечаем в остальных случаях. А именно то, что практически все исцеления происходят либо при касании Иисусом страждущего либо когда тот касается его одежды. То есть прикосновение как непосредственный акт контакта с исцеляемым довольно важный элемент. Также стоит заметить, что главной причиной, почему это так необходимо является то что во всех случаях прямо или косвенно Иисус показан как некий ходячий источник излучаемой целительной энергии так что даже касание его одежды может исцелить человека. Самым примечательным в этом отношении является случай исцеления кровоточивой женщины который показывает что исцеление возможно не просто помимо желания целителя и без прямого контакта с ним но при одной лишь вере и независимо от каких либо сторонних обстоятельств. Здесь довольно любопытно выглядит тот факт, что для авторов этого сюжета Иисус был неким ходячим аккумулятором целительной энергии, так что даже его одежда могла исцелять. На этом фоне версия Матфея самая краткая из трех в которой  женщина просто касается края одежды Иисуса  и исцеляется выглядит абсурднее двух остальных хотя бы потому что у Марка и Луки разъясняется что при касании сам целитель ощутил как из него якобы вышла сила. Также стоит заметить, что вера в исцеление требовалась лишь в двух случаях из шести описанных.

 

Разумеется самыми любопытными случаями исцелений являются истории воскрешений коих в евангелиях всего три. Причем все три можно четко распределить по шкале невероятности от более или менее возможного до практически нереального: только умершая дочь Иаира - уже погребаемый сын вдовы - четыре дня как погребенный Лазарь. И эта традиция, кстати, нашла свое отражение и в том, как именно эти истории заимствовали друг у друга евангелисты. Воскрешение дочери Иаира имеется у всех трех синоптиков должно быть по той причине, что тем, кто его копировал оно показалось наиболее вероятным. Девочка якобы только умерла и прошло, судя по всему не более часа или около того – вполне вероятно что переписчики посчитали  что это могла быть своего рода кома или нарколепсия выражаясь современным терминами и воскрешение не было бы столь уж невероятным. Именно по этой причине воскрешение сына вдовы и воскрешение Лазаря как наименее вероятные встречаются лишь по одному разу у Луки и Иоанна соответственно. Причем как будет видно ниже все три воскрешения были четко списаны с других хорошо известных трех ветхозаветных историй о воскрешении. А именно взятых из описания жизни и деяний пророков Илии и Елисея.

 

 

Здесь мы также увидим три подобных чуда – воскрешение мальчика – сына вдовы – погребаемого в могиле. По меньшей мере, ни в одном другом месте Танаха подобного литературного сходства найти не удается. Ниже я приведу примеры всех возможных параллелей   между деяниями и жизнью Иисуса и этих двух ветхозаветных пророков и там сходство будет еще более очевидным. Кстати стоит заметить еще одну любопытную деталь. В версии Матфея о воскрешении дочери Иаира как самой коротенькой нет эпизода, в котором к Иаиру приходят некие знакомые и просят не утруждать Иисуса ибо дочь его уже умерла и из версии Матфея можно сделать вывод что, как и сказал сам отец девочки она при смерти или тяжело больна, но еще не умерла. И получается, что в версии Матфея происходит не воскрешение, но исцеление тяжелобольной. Можно лишь догадываться, почему если версия Марка первична и в ней происходит именно воскрешение Матфей решил ослабить историю и превратить ее в исцеление тяжелобольной, хотя, как правило, в остальных случаях все истории Матфея производные от Марка наоборот усилены. Внизу приведены  версии воскрешений по евангелистам в сравнении с исходными историями взятыми из истории жизни и деяний Илии и Елисея. 

 

Анатомия чуда.

 

Описанные в евангелиях чудеса помимо исцелений на самом деле имеют довольно простое объяснение и их происхождение очень легко проследить. Все имеющиеся шесть или семь чудес легко сгруппировать в три группы и указать на тот источник, откуда та или иная история была позаимствована. Так если, к примеру, мы возьмем чудо усмирения бури и хождения по воде то первоначально эти две истории были одной легендой о боге морей Посейдоне идущем по волнам в шторм и усмиряющем стихию. Также в библейской легенде об Ионе есть довольно схожие элементы.  Вымышленный же характер всего сюжета очень легко заметить сразу по нескольким причинам. Во первых тот шторм что описан у евангелистов просто не мог иметь места на крошечном озере Киннерет (Галилейском море) в силу очень многих географических и климатических причин и скорее всего опять же авторами этих легенд были жители восточного средиземноморья то есть Малой Азии или Рима или Эллады. Отсюда собственно и взята легенда о боге морей Посейдоне. По крайней мере, шторма в средиземноморье куда более правдоподобны, чем на крошечном озерце в Галилее.  Во вторых, когда из одной легенды получилось две, то даже во второй, где Иисус идет по воде – все действие происходит в довольно ветреную погоду. То есть чудо усмирения бури логически трансформировалось в чудо хождения по воде во время бури и ее заочное усмирение. При этом Лука это чудо решил не использовать, а Иоанн не включил в свое евангелие само усмирение бури, но у него в одном рассказе о хождении по воде присутствуют элементы обеих легенд сразу. Также стоит заметить что Матфей единственный из всех как это чаще всего бывает вставил от себя в повествование дополнительный эпизод с хождением Петра по воде желая показать силу веры и последствия ее отсутствия. Так или иначе, ниже я приведу еще и ту версию, что встречается в легенде об Ионе из Танаха. Как мы увидим литературно все евангельские версии об усмирении бури будут очень схожи по многим элементам с рассказом об Ионе.

 

Матфей

Марк

Лука

Иона

 

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. 23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. 24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. 25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

 

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

 

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. 23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. 24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. 25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

 

3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. 4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. 7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. 8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? 9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. 11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. 12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. 13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.

 

Вторую группу чудес составляют чудеса об умножении рыбы и чудесном улове. Эти легенды были подсказаны евангелистам общей традицией из Танаха, где разные пророки, к примеру, тот же Илия или Елисей умножали запасы муки и масла по слову Яхве либо хлебцы ячменные, чтобы накормить окружающих их людей. Эти же легенды как мы увидим стали базисом и для двух историй про насыщение многих тысяч людей. И это будет третья группа легенд вкупе с превращением воды в вино и бессмысленным чудом проклятия смоковницы. Пока же для того чтобы понять чем отличались обе легенды и какова была их возможная роль в общем повествовании сравним их так как они приведены у Луки и Иоанна. Как мы увидим Лука использовал легенду о чудесном улове в самом начале своего повествования для того чтобы усилить общесиноптическую легенду о призвании первых учеников. Если у Матфея и Марка первые ученики следуют за Иисусом исключительно по слову его, то для Луки такая маловероятная версия призвания первых учеников кажется слишком неправдоподобной. И для этого чтобы добавить в сюжет большей убедительности он позволяет Иисусу стоя в лодке Симона Петра совершить это чудо так что последний сразу признает в нем божественного посланца и следует за ним не колеблясь. Заметим также, что рыбы было столько, что сети прорывались от тяжести. В то же время та же легенда встречается у Иоанна в его сомнительной 21-ой главе, где присутствуют все те же участники что и в описанной выше. Опять же Петр, стоя в лодке по слову Иисуса закидывает сети и поучает весьма богатый улов. Но сам эпизод обставлен другими обстоятельствами, так что может показаться, что эта совсем иная история. На самом же деле в литературном отношении мы имеем дело с той же легендой. Здесь же что любопытно от множества рыбы сети наоборот не прорываются. А число улова – 153 несет на себе довольно весомую символическую нагрузку. Как известно это число использовал сам Архимед в формуле так называемого рыбьего пузыря образуемого пересечением двух окружностей. Этот же символ является как не странно и одним из самых известных раннехристианских символов впрочем, как и символ рыбы вообще

 

Ну и третью группу чудес составляют насыщение 4 000 и 5 000, а также превращение воды в вино и проклятие смоковницы. Как я и говорил выше базисом для первых двух легенд послужили ветхозаветные истории из жизни пророков Илии и Елисея. Чуть ниже я приведу их для того чтобы очевидность этого утверждения была несомненной. Можно однако сказать например что чудо насыщения пяти тысяч – единственное в своем роде из всех  упомянуто всеми четырьмя евангелистами. Разумеется, именно по этой причине второе чудо насыщения четырех тысяч встречается только у Матфея и Марка. Лука с Иоанном вполне логично решили, что второе чудо подобного характера вряд ли придаст правдоподобность их повествованию. Что, разумеется, было более чем разумно с их стороны. Что же касается превращения воды в вино как чуда упомянутого лишь Иоанном   то здесь необходимо сказать исключительные корни этого рассказа кроятся в легенде о боге Дионисе превращавшем воду в вино для определенных обрядов. Также стоит заметить, что у Иоанна обошедшегося минимумом чудесных исцелений первым чудом Иисуса в типично эллинистически-гностическом духе было не исцеление, а именно превращение воды в вино, то есть повествование как хотел показать Иоанн с самого начала вставало на новые рельсы в отличии от синоптических.  Ну и просто забавной является так называемая легенда про чудо со статиром, где на просьбу уплатить храмовый взнос Иисус дает поручение Петру пойти и поймать в море рыбу внутри которой и будет находиться искомая монетка. Разумеется, легенда эта встречается в самом неправдоподобном и противоречивом из четырех евангелий – у Матфея. Ни один из трех остальных евангелистов не имел такого запаса наивности, чтобы вставить эту легенду в свое повествование. Ниже приведены соответствия упомянутых чудес с параллельными им  сюжетами из деяний Илии и Елисея.

 

Умножение пищи (версия евангелистов № 1)

 

 

 

 

 

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

 

34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

 

10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. 11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял. 12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. 13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? 14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. 15 И сделали так, и рассадили всех. 16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. 17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

 

5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. 8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? 10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. 11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. 12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. 13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. 14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.

 

 

Умножение пищи (версия № 2)

 

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. 33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? 34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. 35 Тогда велел народу возлечь на землю. 36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. 39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. 3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. 4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? 5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. 6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. 7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. 8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. 9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

 

Умножение пищи (версия Илии и Елисея)

 

Илия

 

Елисей

8 И было к нему слово Господне: 9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.10 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. 11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. 12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. 13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; 14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. 15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. 16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

42 Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. 43 И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: "насытятся, и останется". 44 Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню.

 

Моисей Илия Елисей

 

Как мы видели выше, по меньшей мере, третья часть чудес и исцелений, совершенных Иисусом по воле его создателей евангелистов довольно сильно опирается на деяния пророков Илии и Елисея и это не должно показаться особо странным учитывая ту роль, которую сыграли эти две личности в Танахе. Однако если принять во внимание многие другие факты, изложенные в писаниях касательно этих пророков то можно будет заметить что вся искусственно сконструированная биография евангельского Иисуса это не более чем винегрет из тех деяний фраз и фактов что напрямую относятся к этим двум пророкам и частично к пророку Моисею. Ниже будут приведены возможные параллели. Однако чтобы понять что это было именно так достаточно вспомнить как часто упоминаются в евангелиях хотя бы Моисей и Илия. В общей сложности не менее 40 раз как минимум. Не особо должно удивить и следующее обстоятельство. Для тех кто писал первоначальные версии евангелий Иисус и Иоанн по статусу как раз и были Моисеем и Илией. По крайней мере следы этой традиции затертой поздними редакциями сделавшими из евангельского Иисуса пророка сначала Машиаха а потом и вовсе сына Яхве рожденного от его Духа достаточно легко просматриваются даже сейчас.

 

В одной из версий Иисус был новым пророком, по примеру Моисея пришедшим дать новый закон и новый завет скрепленный кровью как это когда-то сделал Моисей на горе Синай. Эта традиция особо заметна у Матфея и вполне возможно, что именно с какого-то прототекста ставшего впоследствии основой для нынешнего Матфея  она и берет свое начало. В то же время Иоанн однозначно должен был исполнить по задумке евангелистов роль Илии что видно и по тому какое место для его проповедей было избрано (Иордан)  и то как он был одет. Также стоит упомянуть что судя по тому как выстроил историю рождения Иисуса Матфей он действительно считал Иисуса новым Моисеем.  Пересечения личностей Моисея и Илии с тем что делал в евангелиях Иисус можно продолжить вспомнив эпизод из Луки где ученики Иисуса после того как их не приняли в некоем самарянском селении просили разрешения вызвать с небес огонь который поглотит это селение как это сделал когда то Илия, В эпизоде с преображением Иисус восходит на некую гору и подобно Моисею там просияло лицо его, и он сам, а рядом с ним возникают никто иные как все те же Илия и Моисей. Ну и наконец в последние минуты жизни пребывая на кресте по сюжету  стоящие рядом воспринимают возглас Иисуса за призыв к Илии придти и освободить его. И это отнюдь не случайно. Даже само понятие телесного вознесения евангелистам было бы неоткуда взять кроме как из биографий тех же Моисея и Илии. Ну и возможно Еноха. Но этот считался фигурой слишком уж легендарной. Для того же чтоб понять насколько близки эти персонажи к тем фактам биографии что были вымышлены евангелистами для Иисуса стоит взглянуть на следующую таблицу. Также ниже будут приведены сравнительные таблицы, демонстрирующие откуда именно брали свои идеи евангелисты для написания различных сюжетов в своих писаниях. Как мы увидим очень многие известные нам сюжеты были взяты напрямую из соответствующих писаний Танаха и порою слово в слово.

 

 

Танах

Евангелия

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

 

1 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. 2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, 4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

 

1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. 2 Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. 17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

 

 

13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

 

19 И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. 20 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.

 

19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

 

 

8 В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. 11 В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, 12 и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. 13 И сказал ему: скажи ей: "вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?" Она сказала: нет, среди своего народа я живу. 14 И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. 15 И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. 16 И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. 17 И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей.

 

5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. 7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

 

 

 

 

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. 10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, 11 и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его.

 

5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. 6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

 

 

 

16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

 

 

6 И сказали ему: навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. 7 И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? 8 Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин.

4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. 5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему  6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

 

8 И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. 9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. 10 И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. 11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.13 И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 14 и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. 15 И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее.

 

 

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

 

Илия (Иоанн) передает силу святого духа своему приемнику у реки Иордан. Сразу же после этого тот начинает творить чудеса.

 

3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.

4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.

5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей].

6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.

7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою.

8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.

 

 

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

 

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

 

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

 

 

Сын и отрок Яхве. (источники заимствований)

 

 

Евангелия

Танах

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

 

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

 

15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех 16 и запретил им объявлять о Нем, 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; 20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; 21 и на имя Его будут уповать народы.

Псалом Давида.  

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. 3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". 4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. 5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; 7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; 3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; 4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.

 

 

 

 

Начало служения

 

 

 

 

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. 3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. 4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. 5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.