Артур, Аланы и Катары

 

 

Как мы видели выше основной темой во всех преданиях из цикла о странствиях в поисках Святого Грааля как недостижимого духовного идеала или в буквальном смысле этого слова священной реликвии дарующей мудрость или вечную молодость  присутствует главный герой который по зову души пускается в полное испытаний и опасностей путешествие конечной целью которого как оказывается в самом конце становится уже не столько сама драгоценная реликвия а некий новый духовный статус – эдакое перерождение – проще сказать герой обретает свое истинное Я. Он возвращает плодородие в бесплодные края исцеляет увечного короля или сам становится полноправным владыкой земель женившись на хранительнице священного артефакта что символизирует как мы видели выше слияние мужского и женского – восстановление гармонии и как следствие наступление нового Золотого Века. Этот прототип ставший столь популярным на заре Ренессанса когда были записаны первые предания о странствиях-поисках имел еще более древний образец в котором фигурировал избранный самой Богиней для защиты государства от врагов царь – жрец который приняв корону должен был стать главным гарантом благополучия своего народа. И этим прототипом был никто иной как персонаж известный как Король Артур – идеальный правитель на все времена – король былого и грядущего.

 

Сотни книг были написаны на тему того кто именно мог скрываться за образом Короля Артура и предложена добрая сотня-другая гипотез как эта легендарная личность связана с более подними легендами о Святом Граале – Камелоте и рыцарях Круглого Стола. Однако после как минимум десяти лет знакомства со всеми доступными источникам невозможно не прийти к однозначному выводу, что этот образ собирательный и если когда – либо и жил некий исторический прототип ставший основным ядром или стержнем для создания легенды о Короле Артуре то, скорее всего, согласно всем законам беллетризации исторического образа он был либо совсем не таким, каким его представляли авторы основных произведений с его участием  либо же сам образ был получен в процессе многократного наслоения множества литературных традиций в течение многих сотен лет. Мне же ближе всего точка зрения согласно которой образ Короля Артура как он дошел до нас – это исключительно собирательный литературный  образ идеального правителя того самого царя-жреца что избран самой Богиней дабы править своим народом и принести ему процветание и благоденствие – идеальный владыка на все времена – представляющий собой именно мужское начало в союзе с Богиней тем самым образуя вселенскую гармонию и космический порядок. Что, конечно же не исключает и наличие некоего исторического персонажа или даже группы таковых но они в данной ситуации будут вторичны учитывая универсальность персонажа.

 

При этом невозможно не упомянуть здесь, конечно же, блестящую работу двух авторов – Линды Малькор  и Скотта Литлтона – Из Скифии в Камелот в которой блестяще доказана теория четко согласующаяся со всем о чем у нас речь шла выше а именно о неоценимом вкладе потомков разных скифских гиперборейских племен с территорий центральноазиатских степей в развитие легенд о Святом Граале и цикла легенд о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Картина же представляется следующей. В 175 г. н.э римский император Марк Аврелий снарядил 5500 тяжеловоруженных сарматских воинов-катафрактариев то есть всадников из Паннонии – то есть грубо говоря с территории нынешней Венгрии в Британию на Адрианов вал нести службу на крайне западных границах империи. Там они естественно смешались с местными женщинами и к моменту распада империи существовало довольно многочисленное племя смешанного сармато-кельтского происхождения с общей историей и традициями с обеих сторон. Сарматы были как вы понимаете одним из осколков той скифской общности что некогда раскололась в процессе событий о которых мы говорили выше.

 

Другим очень важным осколком этой индоарийской большой степной семьи по утверждению авторов являлись никто иные как аланы. В то время как для традиционной истории большинство племен аланского толка навсегда растворилось на просторах Европы в первые века нашей эры когда они под натиском гуннов мигрировали на запад и расселялись на очень обширной территории – на самом же деле все обстояло с точностью до наоборот. Аланы не просто не растворились придя в Европу но принесли собой все то классическое европейское наследие что ныне лежит краеугольным камнем в культуре западного мира последние две тысячи лет. Они стали родоначальниками подавляющего большинства благородных европейских аристократических семей и даже пращурами нескольких королевских династий. Внешне они были очень яркой внешности – высокие статные со светлыми длинными волосами и голубыми и зелеными глазами – как мужчины так и женщины – отлично управлялись с луками и были непревзойденными наездниками. Они принесли с собой свои предания и легенды – обычаи и верования а главное тот код рыцарской чести что впоследствии стал главным морально нравственным ориентиром для всех персонажей в цикле легенд о Святом Граале и Короле Артуре. Аланы также были наследниками одной очень интересной традиции тесно связанной со священной чашей королевской кровью и священным женским началом.

 

Одним из главных мифов что связывает все индоиранские скифские племена является тот в котором рассказывается как некогда при жизни их прародителя Таргитая с неба упали несколько священных золотых предметов а именно плуг ярмо секира и чаша. При этом у Таргитая было трое сыновей – Липоксаис Арпоксаис и Колаксаис  которые было решили разделить эти предметы между собой но вышло так что далось это золото в руки только младшему из братьев – Колаксаису. И потому было решено сделать царем над всеми скифскими племенами именно его. Позже он разделил всю обширную землю уже между своими тремя сыновьями. Здесь мы видим сразу два знакомых нам сюжета а именно что магические артефакты сами признают истинного короля как это обычно бывает в легендах связанных с темой Святого Грааля и в легенде про то как Артур как самый достойный и истинный король единственный извлекает меч из камня. Также нам эти четыре волшебных артефакта напоминают о четырех магических артефактах Туата де Дананн – пришедших в Ирландию также из этих краев. Кроме этого стоит сказать что сам Таргитай и это неудивительно часто ассоциировался с богом грома и грозы как Тархунз упомянутый мной как то выше – божество хурритов вооруженное гром-секирой или молотом. Ну и конечно же для скифов и как следствие для аланов – сама священная золотая чаша была главным символом Великой Богини и своего рода на земном уровне средством проявления ее милости – вспомним вышеупомянутые Нартамонгу  –волшебную чашу нартов саму выбиравшую достойнейшего и правдивейшего и питавшую целительным напитком а также волшебный котел Дагды – предводителя Туата де Дананн и конечно же котел богини Керидвен символизирующий возможность вечного перерождения и дарующий мудрость любому барду как это было с Талиесином.

 

То есть как мы видим и как в высшей степени справедливо заметили Малькор и Литлтон корни большинства сказаний о Короле Артуре Святом Граале и Рыцарях круглого стола стоит искать в сарматском и аланском наследии, пришедшем к нам из центральноазиатских степей из самого сердца  Гипербореи. Конечно же говорить о том что именно с востока однозначно были принесены эти идеи нельзя скажем справедливости ради так как в западной и центральной Европе еще с самых первых послепотопных времен уже жили служители общего блага атлантоарийского толка и мы можем это хорошо видеть во всех тех знаменитых мегалитических монументах что были ими возведены и конечно у них еще до прибытия племен с востока имелись представления о священной чаше но заслуга племен аланов и сарматов заключалась в том что они сумели воскресить для европейского наследия очень многое из того что было на тот момент уже забыто или утеряно в тысячелетиях. Придя на территории восточной западной и центральной Европы они вернули многие утерянные понятия связанные с матриархальным восприятием и принятием Великой Богини как матери всего сущего. Эти понятия были утеряны еще со времен коллапса бронзового века когда на эти территории пришли патриархальные племена опять с же из восточных степей и смели начисто с ее территории большинство племен так называемой Старой Европы – потомков матриархальных культов и строителей мегалитов. Не удивительно поэтому что пришедшие аланы  основали множество династий и родов которые в будущем будут убежденными приверженцами катарских ценностей а одна из представительниц такого рода с аланскими корнями королева Франции и Англии Алиенор или Элеанора Аквитанская мать известных Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного будет не много не мало покровительницей и создательницей особых поэтических сообществ в среде которых появятся многие предания, связанные с мотивами странствий и поисков Святого Грааля. Что также неудивительно, так как ее родиной была Окситания – юго-запад Франции – как мы увидим ниже главный источник вольнодумства – творческой мысли  и родина трубадуров – кстати одним из первых и самых известных среди них был сам дед Элеаноры - герцог Гильом IX – личность в крайней степени незаурядная и прославившаяся настолько скандальными произведениями что дважды был отлучен от церкви и дважды прощен.

 

В том же что аланы оставили довольно заметный исторический отпечаток в истории Европы в начале средневековья не стоит сомневаться уже хотя бы и по тому обилию имен населенных пунктов по всей Европе в которых до сих пор отчетливо слышно алан или сармат – таковых как минимум полсотни если не более. Помимо всего разумеется что проходя с востока на запад аланы расселялись по всему пути своего следования и какая то часть осталась на Северном Кавказе где дала начало осетинскому этносу – главным создателям преданий о богатырях нартах. Поэтому собственно и неудивительно что проходя далее аланские племена несли с собой свое богатое культурное наследие у истоков которого изначально стояли самые первые служители общего блага на просторах Гипербореи. Это наследие со временем наложилось на те остаточные знания что были у потомков галлов от их дальних предков и в результате вышел тот уникальный культурный пласт что возродил к жизни все самые известные предания и легенды о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола в поисках наивысшего нравственного идеала. Теперь же прежде чем  мы перейдем к беседе о катарах также известных как альбигойцы мне бы хотелось для того чтобы создать определенный исторический контекст упомянуть о тех основных четырех источниках что ответственны за наше представление о Святом Граале как о чаше или камне и указать тот промежуток времени в котором творили авторы этих произведений. Это очень важно для нашего дальнейшего понимания общей картины так как – и мы увидим это ниже создание основных версий истории о поисках Грааля совпадает практически с основными событиями Крестового похода против катаров и истребление на корню на территории Лангедока того что католическая церковь называла альбигойской ересью. А это довольно важный факт.

 

Итак первым и должно быть самым известным текстом на тему поисков Святого Грааля является произведение Кретьена де Труа  Le Conte del Graal написанное им приблизительно в конце восьмидесятых годов 12-ого века. Свое произведение Кретьен так и не довел до конца, так как умер в самом расцвете сил и творческого таланта. Его меценаткой и главной покровительницей как это достоверно уже известно, была все та же небезызвестная Элеанора Аквитанская и чуть позже ее дочь Мари де Шампань. Он первым создал образ Святого Грааля как неописуемой красоты чаши – увечного короля из за которого страдает от бесплодия вся его страна и Замок Грааля как место где хранится драгоценная реликвия. Также им впервые создается образ глупого простачка которому суждено было по задумке пройти все перипетии чтобы после стать хранителем Грааля. Следует также сказать и то что Труа был не случайно тем самым городом где взошла литературная звезда одного из известнейших трубадуров всех времен. Это был один из немногих действительно влиятельных исторических городов того времени хотя бы потому что здесь в период всех Крестовых походов начиная с 11-ого века и далее очень активно вели себя рыцари ордена Тамплиеров которые как считали многие именно сюда принесли по возвращении нечто очень ценное – возможно какие то рукописи или даже  некий артефакт обнаруженный ими на Святой Земле. И хоть возможно за всем этим ничего не стоит и это всего лишь легенды и не более - мы видели выше, что у покровительницы Кретьена была весьма любопытная аланская родословная, что уже говорило о том, что многие сюжеты в первом произведении о Граале могли быть запросто подсказаны ему с ее стороны или при непосредственном участии в этом ее дочери.

 

Вторым произведением является трилогия Робера де Борона написанная им в 90ые годы 12-ого века состоявшая из трех частей и посвященная соответственно Иосифу Аримафейскому – Мерлину и Персевалю. Здесь мы видим первое классическое описание Святого Грааля как чаши в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа после распятия. Именно здесь Иосиф посещает впервые якобы Гластонбери в Англии и строит первую христианскую церковь попутно утверждая на британской земле династию будущих хранителей священной реликвии одним из представителей которой в конечном счете предстоит стать Персевалю. Далее в на юге Франции или на севере Испании появляется Монсальват – замок Хранителей Грааля что в переводе означает гора спасения. В продолжение сюжета мы уже видим привычный нам сюжет об увечном короле и дальнейшем его исцелении случайным рыцарем-простаком Персевалем попавшим в гости в замок увечного короля и ставшим свидетелем необычайной реликвии во время одной из процессий. Третье произведение относится к 1210 году и написано оно рукой неизвестного нам автора. Выйдя под заголовком Queste del Saint Graal – оно можно сказать завершает начатую Кретьеном  и Робером христианизацию образа Святого Грааля как чаши в которой пребывала кровь распятого Христа. Главным же отличием является смена основного персонажа в этом произведении. Теперь его зовут Галахад – единственный чистый помыслами девственный рыцарь – твердый в своей вере и потому наиболее достойный из всех, чтобы лицезреть святыню.

 

Четвертым произведением является знаменитый Parzival Вольфрама фон Эшенбаха впервые представивший Святой Грааль не как чашу, а как необычайной редкости и драгоценности камень, именующийся на латыни lapis exillas. И хоть перевод этого выражения до сих пор является предметом жарких дискуссий – общепринятым является мнение, что в переводе это будет звучать как камень в изгнании. Камень якобы был принесен на землю группой нейтральных во время войны в небе ангелов. Вольфрам единственный из всех решил представить Святой Грааль – драгоценным камнем и если верить его заверениям то эту историю он услышал от некоего провансальца некогда ознакомившегося в Толедо с загадочной рукописью в которой утверждалось что династия Анжу является истинными хранителями Святого Грааля. Собственно именно поэтому сам Парцифаль – как представитель этой династии по версии Вольфрама и является  главным его героем. Также произведение отличает беспрецедентное количество алхимических отсылок и прочих аллюзий иносказательного толка.

 

Как вы видели выше совсем неудивительно учитывая такое богатое культурное наследие аланов что к 12 веку и даже ранее на территории юго-западной Франции в Окситании в исторической провинции Лангедок где они расселялись особенно плотно сложились идеальные условия для возникновения того что было названо католической церковью катарской или альбигойской ересью. Так называемая Церковь Святого Духа или движение Добрых Людей как сами себя называли катары (название это дано было им другими и в переводе означало чистые) к 12ому веку представляла из себя довольно внушительную силу с которой приходилось считаться самому Папе – ее влияние росло не по дням а по часам и в ее ряды вступало все большее количество весьма видных представителей окситанской знати и духовенства. При этом свой главный фокус катары или альбигойцы – в честь городка Альби – одного из катарских оплотов – делали на вере во внутреннее бессмертное духовное начало каждого человека в отличии от погрязшей во лжи на тот момент католической церкви призывавшей отдаться на милость внешнего спасителя как посредника между человеком и Богом. При этом главными твердынями добрых людей были города Тулуза Альби Каркассон Безье Нарбонна Перпиньян и Монсегюр со всеми прилегающими к ним деревушками. Они осуждали католическую церковь за ее продажность алчность стяжательство и считали прибежищем сатаны обвиняя в том что она скрывает от людей истинное христианское учение о бессмертии души реинкарнации и безграничных возможностях всякого человека. Можно сказать что их самоназвание добрые люди в полной мере отражало исконный перевод греческого слова chrestos что означает добрый или кроткий и потому они считали себя истинными хрестианами и стремились как и гностики – их идейные вдохновители и предшественники ко внутреннему постижению истины через второе духовное рождение.

 

Если же нам немного вернуться назад то станет предельно ясно что когда в первые века преследования гностиков и становления будущего католического римского христианства активно уничтожались сторонники всех возможных как считалось еретических сект а также их труды выражавшие вышеописанные взгляды на природу души человека и его истинной сути очень многие гностики ушли в подполье – дабы чуть позже возродится как манихейцы или богомилы а также павликиане или ариане. И мы также хорошо помним и то что аланские племена отколовшиеся от общего гиперборейского скифского корня имели весьма схожие с гностиками взгляды а именно на божественное женское начало природу души и ее бессмертный характер. И несложно теперь понять что те индоиранские аланские племена что переселялись в первые века через Иран и Малую Азию на Балканы а затем в Восточную и Центральную Европу – то есть те территории где были особенно активны  вышеназванные течения с гностическим уклоном – спокойно могли заимствовать родственные им взгляды гностиков перемежая их свои собственными преданиями отголоски которых в их первозданной форме видны в осетинских преданиях о богатырях нартах. Придя в Европу они как мы помним принесли очень многое в культурном плане – кодекс чести истинного рыцаря – совершенные навыки владения луком  мечом и копьем верхом на лошади и в странствиях – предания о волшебной чаше и могущественных божественных золотых артефактах а также аланскую породу охотничьей собаки и выкованную особым способом кольчугу. Став как мы помним родоначальниками большинства благородных европейских аристократических и королевских семей они стали по сути дела теми истинными хранителям сакральной традиции о Святом Граале как подателе всех духовных благ исходящих из лона самой Великой Богини. В истории они позже остались записаны как вестготы франки или остготы хотя на самом деле были изначально индоиранскими аланскими и сарматскими племенами.

 

Однако продолжим наш разговор о катарах теперь когда мы вспомнили об их генетическом и духовном наследии и их истинных аланских предках как главных хранителях преданий о Святом Граале. Как  мы видели альбигойцы были серьезной костью в горле католической церкви и потому после нескольких неудачных попыток покончить с их ересью – сидевший тогда на святом престоле папа Иннокентий Третий решил прибегнуть к проверенному грязному и самому беспроигрышному варианту. Он объявил официально о крестовом походе за богатствами Лангедока и призвал всех истинно верующих защитить истинную веру истребив ересь по всей Окситании, где бы она не процветала. На самом же деле этот регион в те времена был де-факто полностью независим от французской короны и был самым процветающим в Западной Европе. И вот в 1207 году  - как раз в тот год когда Вольфрам фон Эшенбах трудился над заключительной частью своего Парцифаля а все остальные версии о сущности Святого Грааля уже давно были известны большинству лангедокской публики – Папа Иннокентий Третий как я и говорил выше приказал королю Франции расправиться с окситанской ересью на что монарх ответил отказом и самоустранился. В этом же году был отлучен от лона церкви  один из влиятельных и самых могущественных политических деятелей  Лангедока – граф Раймунд VI Тулузский. Чуть позже в начале 1208 года он встретился с официальным папским легатом Пьером де Кастельно после чего при невыясненных обстоятельствах тот был найден зарезанным в собственной постели. Это было последней каплей терпения для могущественного понтифика и он как я и говорил выше объявил крестовый поход за богатствами и землями дворян-еретиков Лангедока который завершился не ранее 1255 года и унес жизни более миллиона человек с обеих сторон.

 

Прецедент первой тотальной резни был создан при взятии города Безье где укрывались несколько сот катаров среди вполне нейтрального населения. Тем не менее 15 000 человек – женщин детей и стариков было поголовно вырезано с особой жестокостью – многие из них в городском соборе где они надеялись найти укрытие. Именно здесь по преданию прозвучала из уст нового папского легата знаменитая фраза – Убивайте их всех. Господь признает своих. Далее крестоносцы и прочие жадные до наживы головорезы возглавляемые фанатичным Симоном де Монфором направились в сторону Каркассона где также было вырезано несколько тысяч человек а немногие выжившие были  изгнаны из города в исподнем на голодную смерть. Это произошло после того как 7 августа город был отрезан от водоснабжения а 15 августа виконта Каркассона Раймунда Рожера Транкавеля обманом выманили из замка с группой последователей в стан врага на якобы переговоры где он был схвачен и посажен в темницу. Через несколько месяцев он был убит или скончался от нанесенных ему при поимке ран. В 1211 году Симон как цепной пес понтифика собственноручно приговорил к смерти на костре 400 катаров-еретиков из города Лаваур не оставив от него камня на камне. После этого практически без усилий были взяты Альби Лиму Кастр Ломбер и Монреаль. Подобная бойня продолжалась примерно до 1215 года когда наконец де Монфор взял Тулузу и присвоил себе все земли тамошнего дворянства. В следующем году вернулся из изгнания бежавший в Англию  граф Раймунд VI с сыном и они провели с 1216 по 1225 год несколько удачных кампаний по возврату утраченных крепостей а во время осады Тулузы  в 1217 году когда горожане с радостью открыли ворота опальному графу был убит и сам де Монфор после чего его сын  Амори отказался от идеи вновь отобрать город  у Раймунда. Однако в 1225 году Раймунд – младший был все же отлучен от церкви и в активные военные действия вмешался сам король Людовик VIII. Пали многие города в том числе Авиньон и Ла-Бесед. В 1228 была предпринята попытка все же отнять Тулузу но она провалилась хоть это и стоило населению городу больших потерь как и окрестностям. Силы южан однако после стольких лет войны и разорения были сломлены и Раймунду младшему пришлось подписать унизительный договор о перемирии в Мо.

 

 

Но ужасы расправы с катарами на этом не только не закончились но и возобновились с неистовой силой когда в 1233 году началась кампания учрежденная самой инквизицией специальной буллой папы Григория IX. Остатки катаров бежали в последнее прибежище –легендарную крепость Монсегюр. При этом умер последний представитель катарской Тулузской династии и в 1235 были окончательны задавлены последние очаги сопротивления в Альби Нарбонне и Тулузе. Последней и самой стойкой оказалась вышеназванная крепость Монсегюр которая сопротивлялась девять месяцев до середины марта 1244 года. С этих пор изредка подавлялись немногочисленные стихийные всплески а возмутители сжигались на кострах и лишь в 1255 году со взятием замка Керибю почти полувековое преследование и истребление катаров прекратилось. А заключительным аккордом была в 1328 году кампания во время которой в пещерах при Усса-ле-Бен был заживо замурован 521 член местной катарской ячейки. И это уже произошло через некоторое время после того как на костре были сожжены многие тамплиеры с их великим магистром. Однако все же эти добрые люди  как истинные хрестиане своего времени не ушли в сумрак истории без некоторой тайны  так как судя по некоторым источникам за ночь до того как гарнизон Монсегюра согласился на капитуляцию четверо мужчин были спущены в корзинах имея при себе в сундуках нечто нам доселе неизвестное – то ли некий артефакт то ли драгоценные рукописи. Спустившись, они скрылись среди невысоких отрогов Пиренейских гор, откуда подали сигнал, что несомое ими сокровище уже в безопасности и их миссия успешно выполнена.