Гнозис - Золотой Век и Падшая Богиня

 

 

Итак, как мы поняли из всего вышесказанного конечной целью всякого кто твердо решил отправиться на поиски Святого Грааля является не много не мало личное преображение – смерть старой личности и рождение новой – обретение себя в новом качестве. И этого можно было достичь только выполнив главное условие квеста-странствия а именно как этого требовала надпись на входе в Дельфийский храм – Познав себя. Что же имелось в виду под этим утверждением? Самые первые философы классического периода и позже на наследие которых сильно опирались гностики первых веков нашей эры понимали под этим умение индивида отождествляться с со своим Высшим Я – тем самым глубинным внутренним императивом что диктует главные моральные ценности согласно которым должен жить и действовать человек. Начиная со времен поздних орфиков и Пифагора и вплоть до времен Платона и поздних стоиков были попытки схематически представить себе устройство идеального общества или государства и как в связи с этим мог бы действовать человек в зависимости от данных ему с самого рождения определенных моральных качеств или интеллектуальных способностей. Были предложены различные варианты но мне бы ниже хотелось представить тот вариант который был к началу нашей эры наиболее распространенным хотя бы потому что именно его позаимствовал должно быть у тех же стоиков и Платона апостол Шауль о котором у нас пойдет речь далее.

 

Устройство внутреннего мира человека делилось на три части при этом схема представлялась в виде окружности. Внешняя грань самой окружности считалась физическим телом человека – и в зависимости от источника называлась по разному – physishyle-soma-sarke, что в принципе означало примерно одно и то же – тело-плоть-физическая оболочка. Второй уровень изображался прямой радиусной линией от окружности к ее центру и считался psyche или душой, но в это слово на тот момент вкладывался слегка другой смысл, нежели сейчас о чем будет сказано ниже. Центр же окружности отождествлялся с духом или pneuma - при этом  считалось, что в сердцевине самого центра располагался наивысший и самый глубинный уровень – называвшийся nous или  ум – сознание - разум – считавшийся основным центром в идеале управляющим любыми побуждениями человека. В соответствии с этим разделением душа или психе считалась эмоциональным телом индивида и отвечала за самые простые жизненные функции в то время как пневма или дух была главной руководящей силой под управлением разума что должна была двигать человеком в его самых лучших с моральной точки зрения побуждениях.

 

В соответствии с вышеуказанной схемой соответственно делились и все люди. Те, кто отождествлял все свои помыслы исключительно со стремлениями телесного характера и не был способен подняться выше самого примитивного уровня самоосознания считались хиликами или саркиками то есть людьми исключительно телесных помыслов и им было бесполезно пытаться объяснить что либо из сакрального  учения. Чуть выше них находились психики то есть люди отождествлявшие себя не только с телом но имевшие некие эмоциональные зачатки и находившиеся в пограничном состоянии личного самоосознания. Посвященные в сакральные знания считали что человек пребывающий в неведении мертв и бесчувственен как неодушевленная материя и находится в состоянии глубокого сна и к этой группе как раз и относились хилики в то время как у психиков шансы были 50\50 – часть из них могла оставаться в состоянии неведения и пребывать во сне в то время как другая могла при большом желании причаститься сакральных тайн и пройти сквозь определенное посвящение. Третья группа была как правило самой немногочисленной но за счет того что с самого рождения ее представители были исполнены определенной харизмой - руководствовались в своих действиях велением внутреннего голоса то есть пневмы-духа и отождествляли себя не с телом а именно со своим Высшим Я – имели более всех возможность понять основные сакральные истины мистерий о перерождении и как следствие получить возможность обрести внутреннее знание, то есть гнозис. Руководствовались они именно разумом что находился в средоточии духа.

 

Хилики или саркики как правило не обладали особым чутьем или видением для того чтобы суметь воспринять божественное – и даже если такая возможность у кого то и имелась то их восприятие ограничивалось верой как правило в божество или силы вне себя и они следовали тем предписанным указам и запретам что на них налагались извне. Однако всегда был шанс что человек захочет совершить в свое жизни нечто кардинальное и обратиться на новый путь. Этот процесс как правило назывался метанойя или перемена ума и сердца – когда человеку становилось понятно что не все так просто и однозначно как казалось до этого – он изъявлял желание пройти через ритуал особого посвящения который мог выражаться как в ритуальном омовении так и последовательности определенных испытаний вроде поста или обета молчания что было не редкостью при приеме в различные братства того времени. На этой стадии неофит понимал, что он не просто физическое тело, но что существует нечто большее, что связывает его с остальными. Когда он понимал что то, что связывает его с остальными стоит на первом месте  и гораздо важнее чем, то, что разделяет он был готов пройти следующую ступень посвящения – духовную или пневматическую после чего он не просто осознавал свою духовную связь с остальными людьми но и понимал свою истинную природу как чистая единица вечного и безграничного сознания погруженного в плотную материю.

 

Познать свою истинную суть значило познать себя – отождествляя себя с вечным сознанием с пневмой которой руководит в идеальной гармонии искра божественного разума. Как только индивид прошедший пневматическое посвящение получал определенные сакральные знания, он мог отождествить себя с самой сердцевиной своей истинной сути с Высшим Я и именно в этот момент у него появлялась возможность обрести гнозис то есть внутренне знание которое в отличии от внешнего знания было основано на личном опыте. Именно этим знание некогда обладали люди когда на всей планете было время позже названное Золотым Веком. Как полагали многие авторы именно тогда люди жили не ведая забот и горестей – не было войн и раздоров – а планета представляла из себя один сплошной цветущий сад и сама давала все для пропитания людям. Люди могли без проблем общаться с богами практически на равных и всегда рассчитывать на их помощь и поддержку. Однако потом произошло нечто что имело крайне катастрофические последствия для всех людей – связь с богами была утрачена и они скрылись от своих чад за непроницаемой завесой оставив один на один с многочисленными проблемами и заботами – поменялось само восприятие людьми окружающего их мира – он стал враждебен в нем появилась зависть и раздоры и ближний более не спешил на выручку но стремился присвоить себе побольше.

 

 

Мы уже говорили в первой книге довольно подробно о том что произошло и почему был потерян Эдем как символ состояния в котором пребывало человечество. Здесь же мне хотелось бы просто добавить то о чем в тот раз было упомянуто всего лишь вскользь. Если помните при потере эдемического состояния главным было то что произошла полная разбалансировка двух начал – мужского и женского. Однако теперь когда мы знаем о том из каких основных составляющих состоит личность каждого индивида в потенциале будет легче добавить еще несколько важных деталей. В самой сердцевине сути находится пневма или дух как божественное женское или материнское начало – пребывая в гармонии с разумом – ноосом или логосом который помогает направлять человека во всех его самых высоких побуждениях. В эдемическом состоянии человек мог общаться с богами лишь только потому что был с ними примерно на одном уровне и отождествлял себя с духом и разумом. Он жил имея внутри врожденный гнозис то есть знание и как следствие жил со-знательно или с-вестью то есть по со-вести. Именно гармоничное существование всех четырех составляющих гарантировало людям мир и процветание а потому конфликтов не было в принципе. Когда же женская половина то есть пневма –дух поддалась на искушение отождествить себя с психе и прислушаться к зову плоти а не своего партнера разума-логоса – гармония оказалась нарушена и произошел резкий упадок в самоосознании. Отождествившись с психе и надеясь испытать заманчивый и более широкий эмоциональный опыт телесных удовольствий часть пневмы-духа или как ее еще называли гностики Софии то есть мудрости как женской ипостаси Высшего Я оказалась навсегда привязана к телу и чувственным удовольствиям как в ловушке. Именно это впоследствии было изложено в легенде об Адаме и Еве а также в мифе о Деметре и Персефоне который являлся основным во время Элевсинских мистерий. И как мы помним именно там и тогда проходили ритуалы призванные воссоединить Падшую Богиню то есть пневму – дочь или низшую Софию отождествившую себя через психе с телом обратно с ее матерью то есть исходной божественной пневмой или как ее называли гностики высшей Софией. Персефона – падшая Богиня которая была похищена и унесена грозным владыкой подземного мира – то есть была пленена земным блеском и роскошью - должна была вернуться к матери Деметре то есть богине матери. После же слиться в акте священной иерогамии с Логосом-Разумом. Только таким образом было возможно восстановить потерянное равновесие и вернуть эдемическое состояние. Такова была главная мистерия Богини – мистерия Святого Грааля.