Детали распятия

 

 

Как мы видели выше распятие было своего рода кульминацией всех четырех евангелий и несмотря на все те нелепости и нестыковки что были связаны с самим понятием креста и крещения на протяжении всего текста всех четырех евангелий для большинства верующих этот момент является главным ключевым событием всего святого писания.А потому рассмотрим то как был составлен весь сюжет касательно последовательности событий насколько логичными были те или иные действия действующих персонажей и что за этим последовало. Пройдемся по основным пунктам.

 

Уксус - Жребий об одежде - Поношение людьми

 

Матфей

 

Лука

 

33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

 

35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36 и, сидя, стерегли Его там;

 

37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

 

38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

 

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. 41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

 

 

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

 

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

 

 

 

Марк

Иоанн

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

 

24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. 25 Был час третий, и распяли Его.

 

26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский. 27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

 

29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30 спаси Себя Самого и сойди со креста. 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

 

 

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

 

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. 20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по— еврейски, по-гречески, по-римски. 21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. 22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.

 

23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. 24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

 

 

 

 

В этом самом известном евангельском эпизоде и чуть ниже как нигде более заметно то как именно эволюционировала литературная традиция согласно которой произошло самое важное для христиан событие. Сравнивая отрывки от Марка до Иоанна описывающие сцену распятия можно практически сыграть в игру Найди 10 отличий и быть уверенным что они таки будут найдены. Практически каждый эпизод в сцене распятия как было уже показано чуть выше был вдохновлен строчками из псалмов и Исайи. У Марка практически каждая отдельная сцена имеет четкие параллели с этими заимствованиями. Единственным небольшим отступлением является, возможно, вино со смирною, а не уксус и желчь которые прямо упомянуты в одном из псалмов использованных после Марка уже Матфеем. Откуда взял Марк именно вино со смирной, а не уксус и желчь, описанные в псалмах достоверно неизвестно - это вполне могло быть его собственное литературное изобретение. Все же остальное как то дележка одежды поношение людьми и злодеями а также совместное с ними распятие взяты частично из псалмов частично из Исайи 53. Матфей же как и впрочем всегда уже немного расширил и усилил этот эпизод за счет добавления следующих элементов. Уксус и желчь, как и было сказано выше вместо вина со смирной взятые из псалмов – добавление имени Иисуса в надпись над головой  - немного расширенный состав поносящих и ругающих но все еще позаимствованный также из псалмов и что немаловажно добавление новой вины (говорил что Сын Божий) абсолютно несовместимой с той что указана на дощечке и разумеется полностью абсурдной. В целом же эпизод в плане последовательности событий остается примерно таким же как и у Марка.

 

Лука оказался ближе к Марку хоть и мог по примеру Матфея усилить свой сюжет, добавив различных деталей. Однако он также говорит о двух злодеях дележке одежды  и поношениях проходящими. Правда у него есть и довольно ощутимые отличия, сделавшие его версию не менее популярной. Так он первый говорит о том, что надпись была сделана на трех языках и только у него есть впоследствии очень популярная легенда о том, что Иисус прощает одного из злодеев. Таким образом он не только позаимствовал мотив о распятии со злодеями но и  о ходатайстве за преступников упомянутом в  Исайе53. Также солдаты подносят Иисусу просто уксус не смешанный ни с чем. Ну и как же не упомянуть знаменитое Отче прости их……которого нет ни у кого другого. Что же касается Иоанна то тут как известно все коренным образом отлично от синоптиков. Иисус самостоятельно несет свой крест до места назначения и не терпит никаких насмешек от проходящих. Он не прощает распятого с ним товарища по несчастью и не просит простить его палачей. Приличное место Иоанн уделяет двум эпизодам – а именно надписи на трех языках написанной Пилатом  и дележке одежды. По Иоанну с Пилатом пререкаются вездесущие первосвященники и кроме привычных по синоптикам одежд у Иисуса появляется еще и некий цельнотканый хитон, за который бросают жребий.

 

 

Трехчасовая тьма - Возглас – Знамения

 

Марк

Лука

 

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. 34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. 36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. 37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

 

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. 39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

 

 

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: 45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

 

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

 

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. 48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

 

 

 

Матфей

Иоанн

 

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

 

51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;

52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

 

54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

 

 

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. 29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. 30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

 

 

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. 37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

 

 

 

 

Для финальной части крестных страстей каждый из евангелистов постарался так как смог чтобы сделать ее как можно более драматичной. Марк без сомнения был позже гармонизирован с Матфеем и нам будет сложно понять какова была его изначальная версия. Но, тем не менее, мы видим наличие излюбленной всеми синоптиками трехчасовой тьмы и возглас на кресте. Причем Марк и Матфей заметно отличаются от Луки, а тот от Иоанна и мы имеем своего рода три раздельных традиции. Марк (или его поздний редактор) и Матфей решили воспользоваться знаменитой строчкой из псалмов (Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?) для того чтобы вложить в уста Иисусу его последний возглас (на самом деле воззвание Давида к Яхве). Эпизод повторяется слово в слово за исключением пары тройки слов, что еще раз подтверждает некую позднюю гармонизацию двух версий. Ну и дополнительным аргументом может служить то обстоятельство что в версии Марка сотник признает Иисуса божьим сыном только на основании того что тот громко возгласил испуская дух. Из знамений упомянута лишь порвавшаяся завеса и то видеть этого сотник, конечно же не мог.  Да и вообще даже как литературный прием подобное высказывание из уст матерого римского вояки видевшего десятки подобных казней если не сотни звучит в крайней степени абсурдно.

 

У Матфея этот возглас хотя бы оправдан произошедшим землетрясением, но опять же даже при таком с позиции Матфея ‘’весомом‘’ аргументе это высказывание звучит нелепо. Ну и конечно же что делает версию Матфея уникальной так это его знаменитая версия ‘’ночи живых мертвецов’’ или нашествие зомби по евангельски. Святые воскресают во гробах и смиренно ожидая пару суток до воскресения Иисуса восстают и войдя в святый град Иерусалим делают многим сюрприз своим эффектным появлением. Стоит только изумиться безграничной фантазии Матфея и не менее безграничному терпению воскресших святых смиренно ожидавших пару суток прежде чем восстать и навестить ничего не подозревавших добропорядочных граждан Иерусалима. Разумеется о том что произошло с воскресшими святыми далее устроившими столь примечательное шоу Матфей решил скромно умолчать полагая что должно быть вдоволь попугав бедных иудеев они также смиренно вернулись на свои законные места.

 

После версии Матфея то, что описано у Луки с Иоанном звучит немного пресно но даже здесь нас ждут небольшие сюрпризы. Так Лука, как и было сказано решил не опираясь на псалмы вложить в уста Иисусу свою собственную фразу в духе предыдущей (Отче прости их) дабы показать смирение Иисуса пред лицом смерти а не отчаяние как у Матфея с Марком. Но гораздо любопытнее то что у Луки пресловутая завеса наделена некой способностью предвидения и в отличие от других двух версий рвется напополам перед тем как Иисус испускает дух. Либо же по воле Луки это был своего рода фальстарт  гнева со стороны Яхве. При этом сотник в более мягкой, но все еще маловероятной форме видя все происходящее (что именно интересно знать? Фальстарт завесы, о которой он не был в курсе?) признает по какой то причине Иисуса пусть не сыном божьим но просто святым и должно быть, обратившись мгновенно в иудаизм (а иначе как?) прославляет Яхве. При этом все свидетели Иисусова возгласа также, не видя никаких сверхъестественных знамений кроме беспричинно мгновенно обратившегося в иудаизм сотника славящего Яхве понимают, что дело реально плохо, раз уж такое происходит, и также впадают в истерику бия себя в грудь. Логика и здравый смысл как мы видим в очередной раз “неоспоримо торжествуют”.

 

В то же время Иоанн как более разумный из всех в данной ситуации также позволяет Иисусу вкусить уксуса и кратко провозгласив свершилось испустить дух. Для него Иисус это уже предел смирения. Здесь нет никаких зачем да почему или воззваний типа Отче…..- его персонаж это тот кто знает все наперед и не смущается перед лицом смерти ни на миг. Также он избегает и бессмысленных знамений в лице как вовремя так и заблаговременно порванной завесы или хоррор шоу с участием терпеливых воскресших святых впрочем как и землетрясения с трехчасовой тьмой. Важней всего для него оказывается статус Иисуса как пасхального агнца. И вот для этого он и создает эпизод с перебиванием голеней и протыканием грудины. Иисус как пасхальный агнец был принесен по всем правилам в жертву своему всемилостивому папе Яхве за грехи иудеев и, следуя всем прочим правилам о пасхальных агнцах кость его не должна сокрушиться. И потому у римских солдат перебивших голени его соратникам по несчастью и видящих что у единственного ‘’мертвого’’ из всех троих Иисуса из раны в грудине вовсю хлещет кровь просто не остается выбора как признать его уже однозначно умершим и воздержаться от перебития его голеней. Должно быть они решили что против воли Иоанна решившего что будет так а не иначе  и предписаний Яхве о пасхальных агнцах не попрешь. А то вдруг еще хлопот не оберешься. Кто знает чего ждать от этого непостоянного и непредсказуемо-нелогичного иудейского божка……..

 

Кстати говоря в завершение о нелогичности. Мы привыкли к тому что в сцене распятия у всех синоптиков да и в принципе не только у них но и по законам сюжета распятие и смерть Иисуса должна сопровождаться какими либо катаклизмами типа описанных евангелистами. Но при этом совсем не пытаемся вдуматься а насколько целесообразен с понятий опять же логики и здравого смысла такой сюжетный поворот. Так если принять в расчет то что все события распятия были известны задолго как самому Иисусу так и разумеется тому же Яхве (по логике евангелистов очень очень задолго до рождения Иисуса) то они представляли из себя не более чем часть плана согласно которому сам Яхве попустит распятие своего единственного сына дабы прославить впоследствии себя и его через воскресение которое должно будет в свою очередь стать фундаментом для рождения новой религии во многом в будущем противоречащей старой. Такой вот изощренный план. И если таков был изначальный план то по какой такой неизвестной нам (евангельской) логике произошли все те события катаклизмически шокирующего характера что сопровождали распятие?

 

Общепринятое мнение касательно этого момента таково что это был гнев Яхве на тех кто таким крайне циничным образом принес ему в жертву его собственного сына Иисуса. Но как мы видели как он так и сам Яхве знали об этом за очень долго и таков был их общий изначальный план и потому у иудейского бога отца не было абсолютно никаких причин гневаться на действия римлян входивших в этот план и источником которых он собственно изначально сам и был. А значит все эти землетрясения порванные завесы и восставшие святые абсурдны в крайней степени уже хотя бы просто с точки зрения общепринятой логики не говоря уже об их литературной ценности или и того более исторической подоплеке. Кстати если вы все еще помните про то что именно сам Нечистый послужил катализатором иудиного предательства по версии Луки и Иоанна то как я и утверждал выше он также был по видимому посвящен во все планы касательно распятия и воскресения и более того согласно плану Яхве и должен был довести его до логического завершения подтолкнув к предательству Иуду.  Одним словом в лучших традициях Танаха где именно по указке Яхве во всем послушный ему злобный пустынный дух частенько создавал динамику в сюжете и помогал Яхве добиться своих целей всякими окольными путями.