Допрос в Синедрионе

 

 

 

 

 

 

57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.

58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?

64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.

67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам

68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

12 Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,

13 и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.

14 Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.

20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.

21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?

23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?

24 Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

 

 

Как уже должно быть стало частично понятно из главы Вопрос о Храме – вся сцена допроса Иисуса в Синедрионе представляет из себя не более чем компиляцию абсурдных действий и заявлений как со стороны обвинителей так и со стороны самого Иисуса. Мы уже успели увидеть что та часть допроса что касалась именно вопроса о храме был в высшей степени абсурдной и никак не могла бы произойти в реальности по уже описанным причинам. Здесь же мне хотелось бы рассмотреть прочие факторы допроса в Синедрионе прямо говорящие о том что весь эпизод не более чем нелепая фальсификация вымышленная автором не просто не знакомого с реалиями того времени или обычаями народа который он описывает но и явно не дружащего со здравым смыслом в целом.  Итак для начала необходимо сказать что на тот момент в который был вставлен вымышленный евангельский Иисус верховным священническим лицом был только один первосвященник и звали его Каиафа – он был вполне реальным историческим лицом засвидетельствованным в писаниях Иосифа Флавия но при это ни в каком абсурдном суде что описан у евангелистов в своей жизни участия никогда не принимал ну и во вторых как логически следует не было в храме несмотря на многие заверения евангелистов множества первосвященников так как он был в единственном экземпляре. Далее как мы видим после лишенной смысла сцены с лжесвидетелями и вопроса о храме этот самый первосвященник задает приведенному на суд арестанту вопрос от которого у реального Каиафы должно быть волосы встали бы дыбом или в худшем случае сторонние свидетели просто не считаясь с его чинами или званиями выволокли бы беднягу и там же закидали камнями. И не спроста совсем ибо по воле евангелистов Каиафа хотел узнать является ли Иисус Мессией и самим Сыном Яхве. При этом у Матфея он еще и заклинает его именем Яхве. Помимо того что такой вопрос идет полностью наперекор всем пророчествам из Танаха и представляет из себя богохульство в высшей степени а заклинать кого либо именем непроизносимого бога – является богохульством для любого иудея вдвойне – невозможно представить себе чтобы иудейский первосвященник проводящий невозможный со всех аспектов допрос в пасхальное утро (что уже величайший грех) мог в принципе как то соединить в своем мозгу эти два титула да еще и предположить что у Яхве может быть смертный сын. Однако и это еще не все. Всякий раз как только стоит позволить себе мысль что более абсурдной ситуации представить себе невозможно – наши славные евангелисты доказывают что можно и даже нужно.

 

Что же отвечает обвиняемый на этот заведомо абсурдный и нереальный вопрос? А он как мы видим ничуть не смущаясь дает по крайней мере у синоптиков такой же блестяще абсурдный ответ. У Марка он кратко заявляет что да он тот кем его считает первосвященник и более того что вскоре они узрят Сына Человеческого сидящего одесную силы и идущего с облаками то бишь ссылается на набившую оскомину предсказание из книги пророка Даниила. У Матфея он косвенно соглашается с первой частью  вопроса и также упоминает пророчество из книги Даниила и примерно то же самое происходит в версии Луки. Отставим на минутку тот факт что на протяжение всего повествования в евангелиях Иисус открыто считает себя той самой аморфной фигурой что шла с облаками у Даниила и только напоминал сына человеческого то есть обычного человека и тот факт что именно это событие должно предшествовать так называемому страшному суду но как во имя всего святого можно было соединить в своей голове и здесь я имею в виду именно воспаленное сознание авторов этого коротенького диалога то есть синоптиков – столь несовместимые и абсурдные понятия как сын человеческий из пророчества Даниила – мессия или земной царь освободитель из пророчеств Танаха и невозможный для иудаизма термин смертного Сына Божьего? И не просто смешать все в кучу но и  вложить это в уста двум самым сведущим в писаниям людям – первосвященнику и рабби то есть учителю закона коим должен был быть Иисус если верить тому как к нему обращались его ученики? Такое возможно лишь в одном случае – если первосвященник пошел на открытое религиозное самоубийство решив совершить на глазах у высшего судебного органа страны перед всеми своими подчиненными невиданное в истории двойное или даже тройное богохульство в священный праздник (назвал обвиняемого Сыном Яхве – заклинал именем Яхве и публично разорвал на себе священные одежды существовавшие и предназначенные для служения Яхве в единственном экземпляре) а обвиняемый сошел с ума окончательно и возомнил себя не просто Сыном Яхве и Мессией – освободителем но и при этом посчитал себя Сыном Человеческим из пророчества Даниила коему суждено сесть по правую руку от самого Яхве при событии страшного суда. И не просто вжился во все три роли но и как-то совместил все три вместе. Почему-то зная действительные исторические реалии того времени версия о воспаленном сознании авторов этого диалога в этом случае мне кажется более правдоподобной.

 

 

И это несмотря на то что Иисус многократно на протяжение всех трех синоптических евангелий а в особенности у Матфея намеренно называл себя Сыном Человеческим предсказывал скорый апокалипсис уже при жизни своих учеников  и запрещал говорить кому либо что он Мессия которому суждено придти согласно писаниям. Я уже не говорю о том что он не отрицал и своего божественного происхождения. Но конечно же все это как мы понимаем полнейший абсурд и в исторической реальности такого просто не могло произойти – а иначе врядли бы за таким рабби кто-либо последовал – его бы просто посчитали немножко не в своем уме на почве излишней религиозности. Более того не могло быть никакого судебного разбирательства в пасхальное утро что было строжайше запрещено. Не могли обращаться на чистом греческом к Иисусу члены синедриона называя Христом и заниматься рукоприкладством – этот элемент был взят из смутных пророчеств о страдающем рабе Исайи – также члены синедриона не могли вынести единогласный смертный приговор – это обычно свидетельствовало о предвзятости по отношении к обвиняемому и предполагало более детальный разбор дела – первосвященник никогда бы в жизни не мог разодрать на себе торжественные одежды которые существовали в единственном экземпляре а иначе рисковал быть отстраненным от должности а в худшем случае побит камнями прямо на месте и самое главное весь этот абсурд в Синедрионе не мог видеть абсолютно никто так как он проходил за закрытыми дверями. Собственно этим и объясняется весь тот абсурд что мы выше разобрали евангелисты просто были оторваны десятилетиями если не целым столетием от реалий того времени в котором они располагали свой вымысел и не имея никакого понятия о том как проходил Синедрион в действительности или о том насколько можно было бы совмещать все те титулы что они приписали как обвиняемому так речам первосвященника и поэтому дали волю своей безудержной фантазии придумывая кто как только мог в силу своих скажем прямо ограниченных умственных возможностей.