Леди и рыцари. Служение Богине.

 

 

Как мы видели выше потеря эдемического состояния и так называемое грехопадение самым тесным образом связывалось с тем что женская половина некогда единого и целостного духовного андрогинна поддалась на искушение плотскими телесными чувственными удовольствиями и как следствие увлекши за собой аспект рационального мужского начала, отождествила себя со временем исключительно с физическим телом тем самым заточив свободный некогда дух в тесную физическую оболочку. Гармония была навсегда нарушена и этот так называемый грех Евы, позже популяризированный через писания эллинизированных иудеев – авторов первых версий книги Бытия был поставлен уже чуть ли не  с самых первых веков христианства во главу самых страшных и смертных грехов. Как следствие роль женщины была незавидной и чем больше подавлялось женское божественное начало тем отчаяннее выглядела перспектива когда либо восстановить прежнее эдемическое сознания так как именно в том чтобы отождествить себя именно с высшим аспектом Софии то есть пневмы-духа как матери всего сущего  как мы поняли был залог возвращения золотого века и восстановления некогда потерянной гармонии между Софией и Логосом.

 

Полагаю совсем не случайно Пифагор как Великий Посвященный и наследник почти всех основных ответвлений северной традиции пеласгов и друидов – одним из первых ввел термин философия и философ что буквально значило влюбленный в мудрость или возлюбленный Софии, то есть священного женского начала. Истинный философ мог достичь наивысших степеней посвящения лишь научившись отождествлять себя со своим Высшим Я то есть исконно пневматическим началом управляемым логосом-разумом. Философия представлялась наичистейшей формой самых близких почти интимных отношений между мудрецом и священным женским началом – истинным источником света – жизни – изобилия – и вдохновения в самой чистой форме. Бард или поэт – рапсод не мог считаться истинным творцом если не был в хорошем смысле этого слова практически одержим духом творчества полученным от Великой Богини что конечно же говорит нам о том что божественная благодать нисходившая на такого человека делала его практически равным любому шаману или просветленному ибо истинное вдохновение могло нисходить лишь из запредельных высот недосягаемых для простых смертных.

 

И поэтому не удивительно что когда Римская Католическая Церковь в первые века своего становления все больше склонялась к маскулинной форме поклонения и нещадно преследовала гностиков и прочие еретические секты, ставившие во главу своего учения именно Софию и понятие сакрального союза между двумя началами мужским и женским – все что было связано с этими формами поклонения Великой Богини было подавлено в самой жесткой форме. Но при этом как мы видели эти идеи не были полностью утрачены и позже были воскрешены богомилами и катарами. Именно в это время были сочинены основные произведения артуровского цикла а также посвященные поискам Святого Грааля. Трубадуры по всей Европе распевали произведения в которых каждая строка прославляла женщину и ее добродетели и именно тогда был явлен на свет романтический идеал отважного рыцаря и прекрасной леди. Что как мы понимаем для тех суровых и диких времен было довольно необычно так как истинная роль женщины в те темные века была врядли лучше чем когда- либо до этого и более того словно в противовес этому именно тогда началось самое яростное преследование самых независимых и свободных разумом и духом женщин в процессе которого тысячи были сожжены на кострах инквизиции по подозрению в ведьмовстве. И все же мы приучены думать об этом времени скорее в терминах Айвенго и Персеваля – а также Артура и его доблестных рыцарей за что конечно же благодарить нужно тех женщин о которых мы вкратце поговорим ниже.

 

Элеанора или Алиенора Аквитанская о которой речь уже шла выше была как мы помним аланских кровей и приложила немало усилий в процессе всей своей жизни чтобы вдохновить знакомых ей трубадуров и просто придворных минестрелей на написание главных произведений посвященных теме поиска Святого Грааля как высшего проявления благости Великой Богини. Мотивы для этих историй были семейным наследием рода из которого она происходила и потому именно с ее легкой руки они были переданы из уст в уста самым одаренным людям творческого склада при английском и французском дворах. Родилась она в 1124 году в семье герцога Аквитании Вильгельма X и Аэнор де Шательро и прожила долгую и очень насыщенную жизнь скончавшись лишь в преклонном возрасте 80 лет. Элеанора как мы помним была супругой двух королей — сначала короля Франции Людовика VII, а затем короля Англии Генриха II Плантагенета, матерью двух английских королей — Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Происходила она из знатного южно-французского рода Рамнульфидов, выводящего своё происхождение от боковой ветви Каролингов. Во второй половине IX века Рамнульфиды стали правителями графства Пуатье, а в середине X века выиграли спор у графов Тулузы за титул герцога Аквитании. Формально герцоги Аквитании считались вассалами королей Франции, однако фактически были независимыми правителями. В XI веке Рамнульфиды значительно расширили свои владения, присоединив герцогство Гасконь. Их владения занимали обширные территории на юго-западе Франции. Южная Франция, известная как Окситания, вследствие сохранившегося античного наследия, была и богаче, и культурнее севера королевства. В XI веке здесь возникла культура трубадуров, и сама Алиенора и её красота не раз были воспеты в их стихах.

 

Дед Алиеноры, герцог Гильом IX  — незаурядный и своенравный правитель и талантливый поэт, любитель роскоши, задира и сердцеед, считающийся первым из окситанских лириков-трубадуров. Его провокационные выходки и сочинения шокировали священнослужителей, дважды Гильома отлучали от церкви и дважды отлучение снималось. Отец Алиеноры, Гильом X, ставший герцогом Аквитании в 1126 году, как и его отец не ладил с церковными иерархами. Во время церковного раскола в 1130 году, когда было избрано двое римских пап — Иннокентий II и антипапа Анаклет II, Гильом X поддержал последнего, в результате чего попал под отлучение от церкви, а на его владения был наложен интердикт. Однако Гильом X это проигнорировал. Только в 1135 году Бернарду Клервоскому удалось заставить Гильома X признать Иннокентия. Либо в качестве платы за снятие отлучения, либо для поиска поддержки против восставших на него вассалов, Гильом X в начале 1137 года отправился в паломничество в Сантьяго-де-Компостелла, во время которого заболел и умер 9 апреля того же года. Мать же Алиеноры умерла в 1129 или 1130 году.

О внешности Алиеноры известно не очень много. В конце XII века Ричард Девизский, монах из Уинчестера, посвятил Алиеноре произведение, в котором описывает её как несравненную женщину, красивую и целомудренную, могущественную и умеренную, скромную и красноречивую — наделённую качествами, которые крайне редко сочетаются в женщине.  Сохранился ряд изображений Алиеноры, однако все они были созданы позже, и существуют сомнения в том, что они передают изображение Алиеноры достоверно. Сохранилось надгробие Алиеноры в аббатстве Фонтевро. Историк Жорж Дюби считает, что оно было создано уже после её смерти, в результате чего скульптор не знал, как выглядит Алиенора, и сходства с оригиналом быть не могло. Однако не исключено, что оно могло быть заказано Алиенорой ещё при жизни и  это предположение в настоящее время допускают многие искусствоведы. В таком случае некоторое сходство может быть, хотя её внешность могла быть возвеличена и идеализирована. Хронист Вильям Ньюбургский пишет, что Алиенора была обольстительной, другой хронист, Ламберт из Ватрело утверждает, что Алиенора была очень красивой. Согласно канонам красоты этого времени, воспеваемой в различных сочинениях и песнях, благородные дамы имели красивое тело, ясное лицо, белую кожу, голубые или серые глаза, рыжие волосы. Но мне все же кажется что дело было не в канонах принятых тогда но скорее всего в том что у Алиеноры были аланские – гиперборейские корни что и предполагало соответствующую внешность.

Достоверно известно что именно она и ее дочь Мари де Шампань учредили при французском королевском дворе впрочем как и во многих городах по всему Лангедоку своего рода кружки куртуазной любви – в которых женщины были практически уравнены в правах с мужчинами – и процветала философия превозносившая божественное начало в женщине. Здесь также трудились самые известные поэты и трубадуры того времени и именно при одном из них возможно в Пуатье произошло ее знакомство с молодым начинающим поэтом Кретьеном де Труа который как мы помним является самым ранним автором первой и незаконченной повести о похождениях Парсифаля в поисках Святого Грааля. Трубадуры и министрели вроде Кретьена по всей Франции совершили можно  сказать нечто совершенно революционное – они сняли шоры с привычного для того времени мужского мизогинистического и узколобого взгляда на роль женщины в обществе и пробудили в душах множества людей стремление к чему то еще нетронутому сакральному и недостижимому но в то же самое время вполне возможному. Всего лишь требовалось набраться внутренней смелости и подвизавшись определенными моральными идеалами пуститься в непростое путешествие – целью которого было внутреннее перерождение.

В 1155 году произошло еще одно знаменательное событие в ретроспективе оказавшее колоссальное влияние как на катарское движение в целом так и на развитие всей сюжетной линии связанной с мотивами поисков Святого Грааля. В этот год родилась девочка которую родители назвали очень редким для того времени именем Эсклармонда которой суждено было стать одним из главным источников вдохновения как для многих трубадуров того времени так и практически главным идейным лидером катарского движения практически до его полного подавления. Ее имя можно было перевести как Свет Мира и для многих она действительно была последним лучом надежды в разные годы альбигойского движения. Родилась же она разумеется в Лангедоке  в семье Рожера Бернара  I де Фуа  и Сесилии де Безье в замке очень похожем на сказочный чьи башни смотрели на ослепительные заснеженные пики Пиренеев. Необходимо сказать что мать ее в девичестве  Транкавель происходила из уже известной нам династии Транкавелей и вышла замуж за Роже Бернара графа де Фуа в 1151 году будучи дочерью Раймунда Транкавеля – виконта Альби Безье и Каркассона – основных твердынь катаризма. Этот последний как мы понимаем и был отцом того самого известного нам Раймунда Роже Транкавеля что был предательски схвачен при осаде Каркассона во время переговоров в лагере крестоносцев и позже убит в темнице при невыясненных обстоятельствах. То есть выходило что Эсклармонда и вышеупомянутый Раймунд Роже были в очень близких родственных связях что и предопределило будущее девочки как идейного лидера катарского движения. Также надо сказать что и родного брата Эсклармонды звали практически аналогично вышеназванному графу Каркассона а именно Раймунд Роже и именно ему суждено было стать графом де Фуа впоследствии так как старший брат его на момент кончины отца также уже давно умер и в право наследие должен был вступить младший Раймунд Роже. Более того можно предположить что Эсклармонда могла в свои молодые годы быть случайно знакома с Элеанорой Аквитанской по той причине что ее отец был одним из членов коалиции против графа Тулузы Раймунда V организованной Генрихом Плантагенетом – новым на тот момент мужем Элеаноры. И даже если они не виделись что маловероятно – то Эсклармонда не могла не знать о существовании столь знаменитой для своего времени женщине. Вообщем как мы видим ее путь был предопределен практически с самого детства и ниже мы поговорим немножко именно об этом.

Первым важным событием в ее жизни определившим ее дальнейший путь был Катарский Синод  имевший место в 1167 году и организованный в честь прибытия в Лангедок патриарха церкви Богомилов течения родственного катарам в Болгарии. На этом синоде патриарх назначил  трех епископов на ответственную должность проповедников в среде растущей и набирающей силу катарской общности а также среди всех желавших обратиться к этому учению. Но важнее оказалось то что на этом синоде были причащены все желавшие попасть в лоно Церкви Святого Духа как называли свое движение катары. И среди множества представителей из высших слоев общества были и сама Эсклармонда и ее брат. Так в 12 лет она приняла очень важное для себя решение и впредь следовать именно философии богомилов и альбигойцев а не римской католической церкви. Она прониклась учением которое утверждало что спасение находится не извне а в глубине человеческой души если она действительно готова отождествить себя со своим высшим аспектом Софии (Святым Духом) и Логосом (Разумом) и сама история об искупительной жертве на кресте не более чем миф принятый слишком буквально теми кто его некогда сочинил для того чтобы увести людей от истинного спасения.

В 1204 году когда супруг Эсклармонды скончался а обстановка вокруг катаров и их учения становилась все более нестабильной по причине нежелания римской католической церкви мириться с их еретическим учением – она вернулась в родное поместье Фуа – будучи уже женщиной довольно зрелой и матерью шестерых детей – практически все из которых уже устроили свою личную жизнь. А потому она решила полностью посвятить себя катарскому образу жизни и помощи всем страждущим и сирым. В 1205 году она при большом стечении многих дворян со всего Лангедока в городе Фанжо она была посвящена в сан Perfaitили Perfecti как их называли тогда известным на тот момент и влиятельным катарским епископом Гийобером де Кастре из Тулузы который и сам был в чине Perfait и причем одним из наиболее авторитетных. Чтобы понять важность этого события необходимо сказать что альбигойцы делили всех приверженцев катарской веры на три группы а именно на Credentes или обычных мирян-верующих которые обычно следовали вере своего сюзерена не особо вдаваясь в тонкости учения – Bon hommesBons femmes –то есть как мы помним добрых мужчин и женщин посвященных в большинство тонкостей катарского учения и следующих им неукоснительно и Perfait то есть совершенных – самую продвинутую касту среди всех – учителей движения и идейных лидеров – своего рода защитников веры если так можно сказать. На всех Совершенных налагались определенные строгие обязательства – например они не ели мясо но рыбу – питались преимущественно овощами – не пили молоко и не ели яиц – были против какого либо насилия как к людям так и к животным – и должны были хранить обет безбрачия. При этом очень важно заметить что женщинам уделялась очень важная роль наравне с мужчинами и более того в обязанности женщин именно входило знать тонкости исцеления путём наложения рук – принятия родов – знание того как правильно готовить различные отвары для облегчения болей и прочего в этом духе. Поэтому совсем не удивительно что именно подобные женщины в последующие века даже не знакомые с катарскими учениями но проповедовавшие подобные идеи и владевшие подобными знаниями считались католической церковью ведьмами хотя как мы видим на самом деле просто были целительницами и знахарками.

В 1204 году когда папа Инокентий послал в Лангедок одного из самых фанатичных своих легатов цистерцианцев – Эсклармонда поняла что в дальнейшем дела для катаров могут обернуться весьма скверно и поэтому приняла решение укрепить и слегка перестроить принадлежавшую ее роду крепость Монсегюр дабы в дальнейшем иметь надежное убежище для всех своих подопечных и единомышленников. Всего лишь за какие то пять лет при тесном сподвижничестве самых лучших альбигойских мастеров крепость была надежно укреплена и стала практически неприступной что доказали события 1244 года уже хорошо нам известные. В последующие годы именно сюда были перенаправлены многие письменные источники катаров и их сокровища. Также именно здесь принимала Эсклармонда многих эмиссаров со всего Средиземноморья и Западной Европы. Параллельно с этими событиями она удостоилась чести выступать на важном съезде в Памье куда прибыл еще один католический фанатик от Папы и представитель доминиканского ордена вскоре ставший главой инквизиции сжигавшей сотни еретиков и известный ныне под безобидным именем Святого Доминика. Испанский священник тщетно надеялся переубедить катаров отречься от своей ереси и вернуться в лоно римской католической церкви – впрочем как многие представители цистерцианского ордена присутствовавшие на съезде. Эсклармонда выступила с обличающей речью – призывая священников задуматься над тем как относилась к роли женщин в обществе сама церковь и возможно дать право многим женщинам заниматься посты епископов и дьяконис. На что совсем уж отчаявшиеся цистерцианцы перешли на оскорбления а один из них просто сказал Эсклармонде – Женщина вернись туда откуда явилась и больше не смей влезать в мужские дела которые тебя не касаются. Как мы понимаем обе стороны так и не пришли к согласию и остальное как говорят - уже история.

В 1214 году по окончании первой и самой ожесточенной фазы преследования катаров все земли которые некогда владели графы де Фуа были переданы под управление и во владение Симону де Монфору который как известно нам из изложенного выше ревностно в течение нескольких лет на тот момент вырезал альбигойцев по всему Лангедоку и на чьей совести были десятки тысяч жизней обычных крестьян и людей благородных кровей просто сочтенных за еретиков католической церковью. Но как мы помним именно в это время в других уголках Франции были изложены самые основные предания об отважных рыцарях следующих строгому кодексу чести и прекрасных леди с белоснежной кожей – статных стройных и голубоглазых с длинными роскошными волосами цвета светлого каштана или рыжей осенней листвы ради которых отважные герои были пойти на любой отчаянный поступок и пойти хоть на край света дабы найти самое главное – квинт эссенцию духа и панацею от всех болезней – Святой Грааль. Крестоносцы сжигали сотнями еретиков надеясь стереть о них всякое упоминание, но память об этих смелых и добрых людях навсегда осталась в самой земле и камнях фортов и крепостей – на стенах подземных пещер и в умах трубадуров и менестрелей по всей Европе.

 

На гербе города Сабартез некогда принадлежавшего графам де Фуа гордо провозглашается их девиз – Custos Summorum – Стражи высот. На фоне солнца с 16 лучами и двух скрещенных копий парит окрыленная чаша коронованная терновым венцом как негласный символ их главных религиозных убеждений. Похожий символ был впоследствии найден в одной из пещер неподалеку от Усса-ле-Бен. Когда преследования достигли своего пика многие катары бежали в подземные пещеры и укрывались там продолжая свои проповеди и посвящая в различные таинства своих единомышленников. Подобные пещеры со следами пребывания в них людей находятся также в Ломбрив и Орнолак а в одной из пещер рядом с вышеупомянутым городом Усса-ле–Бен на стене был найден равносторонний катарский крест также часто использовавшийся тамплиерами. Возможно именно в одной из них или под Монсегюром в 1240 нашла свой последний приют почившая Эсклармонда в почтенном возрасте 85 лет прожив очень долгую и насыщенную жизнь. Монсегюр как мы знаем всего лишь в то время населенный не более чем 450 приверженцами катарской веры храбро держался почти год до 16 марта 1244 года перед почти 10 000 крестоносцами. Как известно катары попросили две недели перемирия и за это время была организована операция покрытая и доныне ореолом таинственности – возможно куда то туда в подземелья под заснеженными пиками Пиренеев на которые смотрело родовое гнездо Эсклармонды  ушла их последняя тайна.