Мятежный Галилеянин.

 

 

Теперь же когда Флавиева гипотеза была более или менее мной освещена мне бы хотелось перейти  к изложению своей собственной точки зрения и изложению ряда довольно любопытных аргументов кульминацией которых будет выявление того исторического прототипа мятежного лидера что стал частью образа евангельского Иисуса. Для начала я должен со всей уверенностью заявить что все попытки как то вписать того евангельского Иисуса что мы имеем в какие то четкие исторические рамки а тем более искусственно навязанные нам через евангелия дело в крайне степени бесполезное так как этот образ коллективный и не может принадлежать какой то отдельно взятой эпохе хотя бы в силу своих высказываний. Тем не менее, поиски исторической основы для этого образа вполне резонны и целесообразны и как я понял в ходе своих собственных исследований они имеют под собой вполне реальную основу. И вот почему.

 

В самом начале еще пару лет тому назад я одно время твердо придерживался того взгляда что несмотря на то что образ евангельского Иисуса был со временем искажен поздней религиозной догмой в действительности он был довольно логичным и непротиворечивым однако со временем ознакомившись еще с некоторыми точками зрения по данному вопросу я все более стал убеждаться в том что в то время и в том месте просто не могло существовать какой то отдельно взятой единичной личности говорившей делавшей и прошедшей через то, что ему приписывалось. Еще можно было поверить в то что некогда жил малоизвестный бродячий духовный учитель-рабби со своим особым взглядом на мир позже полностью видоизмененный под нужды позднейшей религии но даже этот образ был не более чем своего рода самоуспокоением. И я понимал что за всем этим кроется нечто большее. Последним этапом стало знакомство с работами Флавия и аутентичными посланиями апостола Павла. Параллельно с этим я ознакомился с парой других источников, в которых высказывались идеи, логично вплетавшиеся уже в ту теорию, что я успел выстроить, почерпнув идеи из предыдущих теорий у других авторов. В результате я пришел к совершенно иному представлению о том кем мог быть прототип или пара наиболее близких прототипов того мятежного идейного лидера и где приблизительно я мог бы его найти. Это выглядело примерно так.

 

Во первых как я и утверждал выше я понял что образ Иисуса в евангелиях собирательный и такого человека как он описан ни в роли духовного ни в роли военного лидера быть не могло – действия слова и тезисы говорили об этом слишком красноречиво. Во - вторых полностью подтвердилась идея что либо прототип мятежного лидера жил и максимально действовал не в середине тридцатых а буквально в самом начале нашей эры - в первые два ее десятилетия.  В третьих как следствие этой идеи полностью подтвердилась и та догадка множества исследователей что в период правления Понтия Пилата ни один исторический источник да и более поздние тоже не упоминают даже близко хотя бы одного известного военного лидера не говоря уж о духовном и пацифистически настроенном. Потому что либо он жил гораздо позже либо опять же если и был казнен при Пилате этот эпизод мог вполне быть вырезан из истории самим Иосифом Флавием либо же его поздними редакторами. И в четвертых как справедливо указывают некоторые авторы и в их числе Реза Аслан американец иранского происхождения написавший книгу об Иисусе как зелоте, казненном за мятеж – пацифистический мессия в ту эпоху когда вся Палестина бурлила в ожидании прихода военного лидера и освободителя а тем более в период правления Пилата как префекта Иудеи - этого жесткого и насквозь коррумпированного римского чиновника – просто исторический нонсенс. Если мятежный лидер выступавший против Рима и объединивший вокруг себя простых людей своей проповедью безо всяких чудес и исцелений и существовал то он был не пацифистом - сражался идейно и физически за простой люд и как и любой мятежник должен был погибнуть в бою. Таков был истинный образ того прототипа мятежного лидера лишь в общих чертах обрисованный мною чье существование я надеялся найти в предполагаемый мной период.  И разумеется свои поиски я начал с изучения трудов Иосифа Флавия.

 

Это казалось наиболее логичным, так как в свете всех вышеозначенных теорий самое первое неевангельское упоминание об Иисусе хоть и в форме поздней интерполяции известной как Флавиево свидетельство встречалось именно у Иосифа. А это значило, что он был своего рода тем краеугольным камнем, с которого волей неволей надо было начинать поиски. Как известно в своих трудах он  упоминает самых различных мятежных лидеров. Я решил уделить упоминаниям о них чуть больше внимания, и мои поиски вскоре были достойно вознаграждены. Как мне казалось я нашел того которого искал и стал искать подтверждение моей теории. Мои поиски и здесь оказались успешными и я с удивление обнаружил что по крайней мере еще у одного автора кроме двух вышеназванных были выводы примерно схожие с моими. Это был по большей части довольно известный в определенных научных кругах историк Daniel Unterbrink. И так или иначе моей теории нашлось стороннее подтверждение и я бы хотел ниже изложить ее так как я ее себе представляю предварив ее упоминанием из Флавия того исторического прототипа который как я считаю основываясь на предположениях вышеуказанных исследователей и собственном изучении первоисточников и был тем самым мятежным идейным лидером.

 

Разгадка кроется по большей части в биографии одного из  наиболее ярких участников антиримского сопротивления на территории Галилеи и Иудеи в первом веке нашей эры. Этим персонажем ярко отличавшимся своими антиримскими взглядами подходящим под все критерии харизматичных идейных лидеров был некто известный нам теперь как Иуда Галилеянин или Иуда из Гамалы живший и действовавший в первой четверти первого века нашей эры по общепринятой хронологии. Unterbrink в своем исследовании приводит множество довольно любопытных аргументов доказывающих то как на самом деле легко было манипулировать теми историческими данными что имелись на руках у будущих евангелистов желавших создать фигуру некоего спасителя и учителя закона из имевшихся в реальности исторических персонажей. На самом же деле сложно найти более подходящего кандидата на роль прототипического учителя философа и предводителя мятежников чем Иуда Галилеянин. Его со всей смелостью можно было бы поставить в ряд с самыми известными описанными Иосифом участниками Великого восстания как минимум в ведущей пятерке личностей. Чтобы это понять необходимо просто узнать получше какую именно роль сыграл этот реальный исторический персонаж в истории Иудеи в первом веке чтобы далее даже не сомневаться. Итак вот что говорится о нем у Иосифа и какие аргументы предлагает сам Unterbrink.

 

На исторической сцене Иуда впервые появляется по общепринятой хронологии в 6 г.н.э. когда Архелай как наследник Ирода Великого после многочисленных смут и беспорядков а также жалоб на него со стороны народа и жречества уходит с престола а в Иудее появляется первый префект Копоний и она становится римской провинцией. Во время знаменитой переписи инициированной сенатором и бывшим консулом Публием Сульпицием Квиринием как единоличным правителем римской провинции Сирии куда вошла и сама Иудея связанной в перспективе с новыми правилами налогообложения всех жителей провинции Иуда открыто начинает учить что никто не должен платить налоги Риму и всякий ортодоксальный иудей обязан подчиняться лишь Закону и Яхве а не простым смертным правителям. Тех кто поступает иначе он открыто зовет трусами. Как говорит Иосиф за ним последовали очень многие и тем самым стали причиной множества бед для всего народа. Нам же достоверно неизвестно был ли схвачен тогда мятежный галилеянин и распят так как Иосиф не говорит об этом ни слова  однако судя по тому немногому что говорит о личности Иуды Галилеянина сам Иосиф и о чем более чем очевидно он умалчивает это была весьма незаурядная личность представлявшая собой этакую смесь благородного разбойника жестокого воителя и отчасти даже мудрого философа и учителя. Очевидно что в силу множества обстоятельств Иосиф намеренно замалчивает один очень важный факт который легко заметен если внимательно прочесть дальше чем же отличился в истории мятежный галилеянин.

 

Иосиф довольно подробно описывает все те течения философской и религиозной мысли что присутствовали в первом веке н. э. на территории Палестины и кроме фарисеев саддукеев и ессеев коим он уделяет достаточно внимания он вскользь упоминает о так называемой четвертой философской секте основателем которой как раз и был никто иной как сам Иуда Галилеянин на пару с учителем закона и фарисеем Цадоком. Он сравнивает приверженцев этой секты с фарисеями однако делает сильный акцент на том что они очень ревностно относятся к Закону считают своим единственным повелителем лишь Яхве и не страшатся не пыток не физической боли ни казней. Всеми силами своими они стремятся приблизить Царство Яхве на земле и сбросить с себя ярмо Рима. Разумеется что будучи непонаслышке знаком с религиозными фанатиками и  желая не бередить старые раны со времен Первого восстания он напрямую не называет кем именно были сторонники Иуды и Цадока в более ранней Иудейской войне но в более поздних произведениях уже предельно ясно что речь идет о хорошо знаменитой в то время и оставившей о себе очень тяжелые для римлян воспоминания партии Зелотов и Сикариев. Если же мы и дальше рассмотрим пару фактов касательно того как именно эта секта повлияла на весь ход ближневосточной истории то увидим что тяга к свободе была у Иуды и его потомков почти что в крови.

 

Все сыновья Иуды согласно Иосифу – Иаков, Симон и Менахем были в числе самых известных представителей зелотского движения и упомянуты им детально. Двух первых в середине 40-ых гг. казнил Тиберий Александр а Менахем после того как вошел в Иерусалим в 66 г. в чисто мессианском стиле и совершил своего рода очищение храма от римлян был вскоре был побит камнями некоторыми представителями духовенства. Но и на этом все не закончилось. Уже внук Иуды Элеазар как предводитель той группы мятежников что до последнего держала оборону всем хорошо известной крепости Масады успел отличиться как воин лидер и ревностный блюститель Закона и погиб вместе со всеми при ее обороне по утверждению Иосифа в 73 гг. Здесь как мы видим все факты говорят сами за себя и все комментарии излишни. Разумеется становится предельно ясно что фигуру такого масштаба стоявшую практически у самых истоков движения за независимость Иудеи с самого начала ее вхождения в состав Рима Иосиф не упомянуть не мог но и говорить о ней слишком пространно в силу многих политических причин не собирался также. Как результат портрет этого борца за независимость остался наполовину незавершенным и нам неизвестно многое.

 

Говоря же в целом о том как работает с материалом Иосифа Флавия сам Unterbrink нужно сказать что в очень многих местах у него присутствуют натяжки недомолвки и неверная подача исторических фактов. Однако в целом его теория в отличие от большинства подобных ей более жизнеспособна чем какая либо другая. Так например Unterbrink говорит что авторы евангелий (Матфей и Лука) неспроста решили привязать рождение своего вымышленного мессии и спасителя к двум весьма знаменательным датам а именно у первого он рождается незадолго до смерти Ирода Великого в то время как второй прочно увязывает его с событием переписи населения. Автор также считает что упомянутые немного ранее по тексту тезки Иуды Галилеянина принимавшие участие 10 годами  ранее еще в двух крупных мятежных инцидентах это не отдельные личности но он сам с чем я частично согласен учитывая что к 6 г.н.э Иуде возглавившему мятеж против сбора налогов должно было быть как минимум 25-30 и не меньше. Первое известное как снятие золотого орла с Храма действительно было инициировано неким законоучителем Иудой и его более старшим соратником Матфием и приведено в исполнение группкой из полусотни молодых людей. Однако когда все сие было исполнено и гигантская птица из чистого золота символизировавшая власть Рима была свержена и изрублена топорами все участники этого акта неповиновения были схвачены (впрочем они и не особо скрывались) и казнены сожжением заживо по приказу Ирода Великого уже в то время стоявшего одной ногой в могиле и хрипевшего в предсмертной агонии на своем ложе.

 

После смерти Ирода Великого буквально через год-два вся страна бурлила и повсюду вспыхивали мятежи во главе которых стояли как говорит Иосиф даже самые простые люди из народа как к примеру некий пастух Афронгей. Так вот в то время еще один некий Иуда уроженец Галилеи по описанию Иосифа был “сыном могущественного атамана разбойников Иезекии, которого Ирод с большими трудностями держал в повиновении. Этот Иуда собрал около галилейского города Сепфориса огромную толпу отчаянных людей, совершил набег на царский дворец, захватил все находившееся там оружие, вооружил им всех своих приверженцев и похитил все находившиеся там деньги. Так как он грабил и брал в плен всех, кто ему попадался на пути, то он всюду вселял ужас. При этом им руководило желание добиться высшего положения и даже царского достоинства; впрочем, он рассчитывал достигнуть этого не столько доблестью, сколько дерзким захватом.“ Учитывая то как Иосиф с его очень темным радикально-зелотским прошлым как мы видели в силу политкорректности очень многое недоговаривал да и в принципе своей целью ставил умаление роли основных лидеров Иудейской войны и обеление своих римских покровителей всеми возможными способами можно смело предположить что все три фигуры по имени Иуда – уроженцы Галилеи принимавшие участие во всех трех ключевых мятежных эпизодах являются одним и тем же человеком несмотря на намеренное затемнение фактов и множество случаев недосказывания со стороны Иосифа. Также на мой же взгляд найти лучшую кандидатуру на роль прототипа мятежного идейного лидера и учителя кроме Иуды Галилеянина в первой половине первого века н.э. учитывая все сказанное выше найти просто невозможно. Просто сравним напоследок следующие их характеристики.

 

 

Иуда Галилеянин

Иисус сын Иосифа

 

Уроженцы Галилеи

Харизматичные лидеры и любимцы простого народа

Создатели собственного философского учения

Стремились установить Царство Яхве

Признаны при жизни Машиахами

Презирали богачей призывали делиться всем что имеется

Насильственная смерть от рук римлян