Призвание учеников

 

 

 

 

 

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

 

 

Призвание первых учеников во всех синоптических евангелиях является одним из наиболее  ключевых моментов во всей евангельской истории но не смотря на всю его важность как сюжет с самого своего начала уже у Марка выглядит абсолютно неправдоподобно и этот эффект усиливается по мере того как мы переходим от сюжета к сюжета через Матфея к Луке и далее к Иоанну. В первоначальном варианте у Марка как мы видим Иисус будучи пока один просто проходит вдоль моря и увидев Симона и Андрея ловящих рыбу делает им как считают многие некритичные апологеты краткое и заманчивое предложение следовать за ним и стать ловцами человеков. Чуть дальше он находит сынов Зеведеевых Иоанна и Иакова и также увлекает их за собой. Что же с точки зрения всякого истинно верующего в непогрешимое слово евангелий здесь как будто бы все чинно да ладно и вроде бы нет никаких противоречий однако на самом деле такой ситуации в реальных условиях тогдашней Галилеи в начале 30-ых гг просто не могло произойти по очень многим причинам. Симон и Андрей если таковые и существовали бы в то время и в том месте были простыми бедными неграмотными рыболовами – теми кого называли людьми от земли абсолютно незаинтересованными в проповедях очередного бродячего проповедника утописта призывающего подготовиться к грядущему Царствию Божьему и скорому суду – людьми практичными чей единственный интерес был в том чтобы хоть как то свести концы с концами и не умереть с голода в тогдашних суровых условиях и неспокойной политической обстановке.

 

То же касается и Иакова с Иоанном которые вместе с отцом занимались ловлей рыбы то есть это было семейное дело. Если б некий незнакомый им проповедник каким изображают Иисуса евангелия решил предложить им бросить свое единственное занятие что дает им пропитание и отправиться за ним чтобы стать ловцами человеков его как минимум посчитали бы неадекватным а как максимум и поколотить а потом просто послать куда подальше. При этом не станем забывать что у Симона скорее всего была еще и полноценная семья учитывая эпизод с исцелением тещи то есть мотивов у него оставлять свое единственное занятие дававшее хоть какое то пропитание его семье у него было еще меньше. Лука это отлично понимал и когда писал сою версию призвания первых учеников то ему пришлось расширить весь сюжет и создать более привлекательный мотив для бедных рыбаков последовать за незнакомым странствующим рабби а именно чудо с необычайным уловом рыбы. Однако и это не помогло так как при этом первые ученики по идее очень прагматичные и скептически настроенные ко всем чудесам работяги из простого народа не просто оставили свое единственное занятие кормившее их и их семьи пойдя на поводу у сомнительного чуда но и решили бросить все и в том числе свои семьи и родителей и последовать за незнакомым им бродячим проповедником без стабильного источника заработка жившего как станет ясно по сюжету на средства его самых преданных и не всегда самых бедных последователей.

 

 

Однако если мы рассмотрим этот эпизод немного под другим углом то все станет вполне таки на свои места. Если верить гипотезе Унтербринка освещенной мной в первой части и тому что говорил Павел в своих посланиях о столпах иерусалимской революционной ячейки то можно спокойно предположить что эпизод с призванием первых учеников на самом деле очень неумелая поздняя калька в раннехристианском духе призванная заретушировать то что на самом деле связывало Иуду Галилеянина как мятежный исторический аспект евангельского Иисуса и его самых близких соратников по революционному движению. Скорее всего в промежутке между тем как Иуда был выпущен на свободу после смерти Ирода Великого и в течение следующих 10 лет успел поучаствовать в беспорядках в Сепфорисе и гораздо позже возглавил восстание против налогообложения в 6  г. н.э. и его возможным распятием в 19-20 гг. н.э он успел обзавестись множеством близких соратников и последователей из Галилеи в лице простых рыбаков и фермеров. В начале 30-ых гг эта группа людей уже довольно многочисленная и хорошо организованная была приличной политической силой представленная зелотами во главе которых стояли все те же известные нам теперь по посланиям аутентичного Павла так называемые столпы – Симон-Кифа – Иоанн и Иаков как глава всей организации. Менно эти трое в реальной исторической перспективе были той ударной силой тем ближним кругом что был при жизни Иуды Галилеянина самыми преданными его последователями и нет сомнений в том что будучи ревностными последователями буквы закона они вполне могли в свое время бросить все и последовать за харизматичным идейным лидером призывавшим к тому чтобы сбросить ярмо римского владычества со своей шеи а не стать ловцами человеков как об этом пишут фальсификаторы евангелисты. Можно сказать что они вступили в своего рода народное ополчение или даже банду и за счет разбоя выживали все время совершая своего рода партизанские набеги на схроны с оружием или караваны а также некрупные римские отряды и гарнизоны. Таким образом за счет очень тщательной ретуши евангелисты смогли придумать столь ключевой момент как призвание первых учеников и более того далее по сюжету при всех самых важных событиях именно эта троица Петр – Иаков - Иоанн как своего рода фантомный слепок с реальной революционной тройки будет всегда рядом с Иисусом при всех самых важных событиях.