Симон-Кифа-Петр

 

 

Сцена, в которой Симон также известный как Петр признает в Иисусе  мессию божественного учителя или спасителя для любого верующего и в целом для общехристианской традиции является одной из ключевых, так как именно на ней основывается очень важная традиция преемственности – Иисус торжественно передает Симону символические ключи от будущей церкви – нарекает его Петром и заявляет, что именно на нем как на камне воздвигнет свою церковь. Однако как мы сейчас увидим  все не так однозначно как кажется на первый взгляд. Начнем с того что сцена описанная выше присутствует исключительно у Матфея и больше ни один евангелист ее не упоминает. Также она сопровождается у всех еще и запретом со стороны Иисуса говорить об этом остальным что также довольно странно. И именно Матфей который всюду где можно и нельзя делал свои собственные любопытные вставки влагает в уста Иисуса как раз таки то самое всем хорошо известное напутствие о полномочиях связывать и разрешать на небе и на земле все желаемое. Что же указывает на фальсификацию всего эпизода так это следующая пара фактов.

 

Как я и сказал эпизод с передачей символических ключей от Церкви встречается только у Матфея и это уже весьма любопытно. Далее уже сам факт того что Петр признает открыто в Иисусе Машиаха (Царя) или Сына Яхве или в зависимости от версии и того и другого в одном лице говорит о том что этого  просто не могло быть ни при каких реальных адекватных обстоятельствах. Первый статус никак не мог быть объявлен в силу полного отсутствия, каких либо присущих ему характеристик, в то время как второй свидетельствовал бы как минимум о  психическом нездоровье говорящего и звучал как грубое нарушение закона Моисеева. Это же можно сказать и для всех остальных случаев, где окружающие Иисуса люди величали его подобными титулами. А уж сочетать эти оба титула применительно к одному человеку было бы вообще верхом маразма как мы видим это у Матфея и Иоанна. Но другая более поздняя вставка Матфея по тексту евангелия чуть позже – или же какого-то недалекого умом редактора делает весь и без того абсурдный эпизод еще более нелепым уже хотя бы в свете того что некоторое время спустя Иисус должно быть посчитавший что немного погорячился наделив Симона Петра такими полномочиями говорит о том что способностью связывать и разрешать как на небе так и на земле теперь обладают все. Также заметим что Симон нарекается Петром то есть камнем не во время вымышленной Матфеем сцены передачи символических ключей но еще во время эпизода призвания двенадцати апостолов из числа множества учеников а согласно Иоанну в момент его призвания в качестве ученика то есть вообще с самого начала. Вот как выглядит эта ситуация в общем сравнении во всех четырех версиях и отдельно у самого Матфея.

 

 

 

 

 

 

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

 

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

 

 

.

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

 

 

 

Призвание 12

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр,

 

 

 

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? 19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. 20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. 21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

 

 

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

 

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

 

 

Связывай и разрешай

 

 

Матфей 1

Матфей 2

 

 

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

 

 

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них

 

(напутствие всем и полномочия для всех)

Приводятся после эпизода слева.

 

18 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. 19 Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. 20 Вот врата Господа; праведные войдут в них. 21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. 22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это - от Господа, и есть дивно в очах наших. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!

 

 

 

Конечно же в нормальной исторической реальности такого не могло бы произойти никогда а значит источник для всего эпизода необходимо искать где-то еще как это было с эпизодом о призвании первых учеников. Для начала если мы вернемся к таблице сравнений высказываний из Евангелия от Фомы и близкими соответствиями в синоптиках то обнаружим что аналогичный эпизод встречается в одной из логий где гностический Иисус просит сравнить его с кем-нибудь и несколько учеников это делают в то время как среди всех в конце эпизода Иисус выбирает как не странно именно Иуду Близнеца автора этих логий и сообщает ему одну сокровенную истину которую тот не может рассказать больше никому так как это будет представлять опасность для самих любопытствующих учеников. Также мы можем предположить что эта сцена могла иметь очень отдаленное сходство с каким то эпизодом взятым из реальных отношений между Кифой – одним из столпов иерусалимской революционной ячейки и прозванным по арамейски Камнем должно быть еще с самой молодости за свой характер и убеждения и Иудой Галилеянином которого без сомнения еще при жизни его ближайшее окружение и в том числе должно быть и Кифа Симон признали Мессией то есть своим царем и освободителем – тем кому Яхве поможет сбросить ярмо римского владычества и вернуть прежнее величие Израилю. Все же остальное это разумеется сплошная пропаганда и вымысел евангелистов через который они сумели превратить пламенного революционера и зелота Кифу Симона всю жизнь страстно ненавидевшего римлян–оккупантов в главного среди апостолов -  Петра (Камень) – хранителя ключей от Царства Небесного и фундамент на котором якобы зиждется вся Римская Католическая Церковь.