Праведный судия

 

 

Матфей

 

1 Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

 

 

 

 

 

 

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

 

 

 

 

28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

 

Марк

 

 

14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. 15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

 

Лука

 

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

 

 

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

 

Иоанн

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

 

 

 

22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

 

 

 

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

 

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

 

 

 

 

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

 

 

 

 

48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? 49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. 50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

 

 

 

 

39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

\

 

 

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. 47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

 

 

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

 

 

 

 

14 Иисус сказал им в ответ: Вы судите по плоти; Я не сужу никого.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

 

 

Концепции суда или всепрощения – одни из ключевых в евангелиях. И тем более интересно проследить как именно пользовались ими те кто влагал их в уста Иисуса. Как видно в таблице выше тенденция согласно которой концепция суда была более популярна во всех писаниях оказалась довольно устойчивой. В то время как идея всепрощения имела лишь единичный и эпизодический характер. Как мы видим у Марка как и следовало ожидать она не развита никак а приведенный заключительный фрагмент взят из так называемой клавзулы то есть очень поздней литературной вставки и поэтому не имеет для нас никакой ценности. У Матфея и Луки мы уже видим знаменитое  не судите да не судимы будете и в пику ему обещание апостолам что они будут в числе двенадцати человек когда нибудь судить двенадцать колен Израилевых сидя на престолах. Параллельно с этими упоминаниями идут такие известные как притча о царе делящем всех на овец и козлов и обещание всем неверующим долго жариться в геенне или пребывать во тьме внешней где стоны и скрежет зубов.

 

Совсем иначе концепция суда выглядит у Иоанна. Для начала надо сказать что будучи изначально гностическим он изобилует высказываниями вложенными в уста Иисуса  весьма противоречивого характера. Иоанн не может никак определиться так для чего же именно Логос в лице Иисуса был явлен миру – для суда или спасения. Как мы видим концепция прихода для суда все же преобладает. Но даже  и здесь  определившись Иоанн мечется между двумя главными претендентами на роль судьи. В одних случаях судьей должен быть Иисус в других тот кого он называет своим Отцом то есть по видимому Яхве. Как результат все приведенные высказывания имеют двойственный характер и Иоанн так и не определяется наверняка. Но чтобы придти к какому-то компромиссу он приводит одну совершенно любопытную фразу выделенную мной отдельно под таблицей в самом низу в которой пытается соединить Иисуса как судящего так и как не судящего. И если первое то как судящего истинно и праведно. Исходя из всего вышеприведенного каждый читатель полностью свободен определить сам для себя насколько после этого непротиворечива концепция суда.